Татьяна Фомина
Рекомендации для родителей по применению здоровьесберегающих технологий
Рекомендации для родителей по применению здоровьесберегающих технологий
Валеологические песенки-распевки.
Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Например:
«Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое! (перекрещивают пальцы рук)
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок! (качают руками)
Публикация «Рекомендации для родителей по применению здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Здравствуй, маленький дубок! (строят из рук дерево)
Здравствуй, утро! (правой рукой в сторону)
Здравствуй, день! (левой рукой в сторону)
Нам здороваться не лень! (руки к груди).
Доброе утро!
Доброе утро!
Улыбнись скорее!
И сегодня весь день
Будет веселее.
Мы погладим лобик,
Носик и щечки.
Будем мы красивыми,
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!
Поворачиваются друг к другу.
Разводят руки в стороны.
Хлопают в ладоши.
Выполняют движения по тексту.
Постепенно поднимают руки вверх,
"фонарики".
Движения по тексту
Потирают ушки
Разводят руки в стороны
Цель распевания- подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании.
Задачи:
• предупреждать заболевания верхних дыхательных путей,
• укреплять хрупкие голосовые связки детей,
• подготовить связки к пению.
Валеологические песни-распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению.
Дыхательная гимнастика.
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.
Игры для развития дыхания
«Веселый паровозик». Детям дается установка: «Чей паровозик дольше проедет?» Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку руководителя «паровозик едет»: «Чух-чух-чух.»-так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот паровозик», укоторого дольше хватило дыхания.
«Воздушные шарики». Детям предлагается «надуть воздушные шарики»(дыхание короткое через нос). Сначала «надуваем шар», затем со звуком «тс-с-с…»-сдуваем, делая полный сброс воздуха. Для контроля нужно держать руку на животе.
«Сердитая муха». Муха «жжужит»: «Дз-з-з…»-на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.
Например:
«Ладошки» (упражнение для разминки)
Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук.
«Насос» («Накачиваем шины»)
По шоссе летят машины-все торопятся, гудят.
Мы накачиваем шины,
Дышим много раз подряд.
Дети стоят, слегка ссутулившись; голова без напряжения слегка опущена вниз (смотреть себе под ноги); руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и абсолютно расслаблены.
Игровой самомассаж
Цель: обучение детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, кишечник, воздействия на биологически активные точки тела.
При проведении массажа важно научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. (от кистей рук к плечу и т. д.)
1. Проводя массаж определенных частей тела, используются поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания.
2. Пальцы рук можно вытягивать, разминая, или выполнять круговые растирания. Большой палец руки связан с легкими и печенью; указательный – с пищеварительным трактом, печенью, толстой кишкой; средний – с сердцем, кровообращением; безымянный – с нервной системой и здоровьем в целом; мизинец – с сердцем, тонким кишечником. В центре ладони находится точка повышения активности.
3. Массаж головы улучшает кровообращение, снимает головную боль. Массируя голову, дети могут «бегать» по ней пальцами, взъерошивать или приглаживать волосы, «рисовать» спиральки от висков к затылку. Данные упражнения нельзя выполнят детям с повышенным внутричерепным, глазным, артериальным давлением, с заболеваниями нервной системы и головного мозга.
4. Самомассаж ушей выполняется разогретыми трением ладонями и пальчиками – потереть, подергать в разные стороны мочки ушей, погладить ушки, гладить завитки ушей и т. п.
Веселые потешки для массажа:
Две тетери
На лугу, на лугу
Стоит миска творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Дети гладят животик
по часовой стрелке.
«Бегают» пальчиками по телу.
Щиплют двумя пальцами.
Машут руками.
Игровой массаж тела «Зайка»
Зайка белый прибежал
И по снегу прыгать стал
Прыг – скок, прыг – скок!
Непоседа наш дружок.
Дети легко постукивают пальцами по ступням ног.
Зайка прыгнул на пен к,
В барабан он громко бь т:
Бум-бум-тра-та-та!
Зимой погода – красота!
А в лесу такой мороз!
зайка наш совсем зам рз.
Лапками – хлоп-хлоп!
Ножками – топ-топ!
Носик – тр т-тр т-тр т,
Ушки – мн т-мн т-мн т.
Прыгай выше, зайка, Зайка попрыгайка.
Дети шлепают ладошками по коленям.
Дети хлопают ладошками по плечам.
Хлопают в ладоши.
Топают. Поглаживают крылья носа, пощипывают ушки. Легкие прыжки.
Артикуляционная гимнастика
Цель: выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонем.
Задачи :
• формировать артикуляцию различных звуков;
• закреплять артикуляционные уклады различных звуков в слогах, словах, фразах;
• совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти);
• увеличить объем слуховой памяти и внимания;
• учить выделять сильные доли в цепочке слогов;
• развивать музыкальную память, запоминания текста песен;
• совершенствовать дикцию;
• развивать чувство ритма;
• совершенствовать пространственную ориентировку в координатах: вправо-влево, верх-вниз, в сторону, вперед-назад.
Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме.
Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.
Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:
«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);
«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);
«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);
«Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);
«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы);
«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);
«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);
«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой
и зубами);
«Улыбка» (улыбнуться).
В результате такой работы улучшились показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, а также - музыкальная память, внимание.
Рекомендации родителям и воспитателям в выборе музыкального
материала.
Классика:
1. И. С. Бах. "Прелюдия до мажор".
2. И. С. Бах. "Шутка".
3. И. Брамс. "Вальс".
4. А. Вивальди "Времена года"
5. Д. Кабалевский "Клоуны"
6. Д. Кабалевский "Петя и волк"
7. В. А. Моцарт "Маленькая ночная серенада"
8. В. А. Моцарт "Турецкое рондо"
9. И. Штраус "Полька "Трик-трак"
Детские песни:
1. "Антошка" В. Шаинский
2. "Бу-ра-ти-но" Ю. Энтин
3. "Будьте добры" А. Санин
4. "Веселые путешественники" М. Старокадомский
5. "Все мы делим пополам" В. Шаинский
6. "Да здравствует сюрприз" Ю. Энтин
7. "Если добрый ты" Б. Савельев
8. "Настоящий друг" Б. Савельев
9. "Песенка о волшебниках" Г. Гладков
Музыка для пробуждения после дневного сна
1. Э. Григ "Утро"
2. Ф. Лист "Утешения"
3. Ф. Мендельсон "Песня без слов"
4. М. Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"
5. М. Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"
6. А. Дворжак "Славянский танец"
7. А. Дворжак "Славянский танец"
8. К. Сен-Санс "Аквариум" А. Дворжак "Славянский танец"
Музыка для релаксации
1. Т. Альбиони "Адажио"
2. И. С. Бах "Ария из сюиты №3"
3. Л. Бетховен "Лунная соната"
4. К. Глюк "Мелодия"
5. Э. Григ "Песня Сольвейг"
6. К. Дебюсси "Лунный свет"
Колыбельные
1. Н. Римский-Корсаков "Море"
2. Г. Свиридов "Романс"
3. К. Сен-Санс "Лебедь