Лилия Гумерова
Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе с примерами упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей. Готовность к школе.
Развитие кругозора.
Ребенок в возрасте 5-7 лет должен обладать нормативным уровнем знаний. Это простые знания о его имени, фамилии, где он живет и кем работают родители, когда у него день рождения. Знания о быте, природе, временах года и пр. Для повышения этого уровня необходимо разговаривать с ребенком на вышеперечисленные темы, читать книги и энциклопедии, включать познавательные фильмы и мультики.
Развитие памяти.
«Фотоаппараты»
Темочки:
1 вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, они должны как можно подробнее описать его.
2 вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд, после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось.
3 вариант: на столе раскладываются любые предметы, игрушки и т. п. (в количестве не больше 7 штук для ребенка 5-6 лет, если ребенок младше, то число предметов должно быть меньше). Ребенку дается 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Затем он отворачивается. Взрослый переставляет предметы, либо что-то убирает совсем или замещает на другой предмет. Ребенок должен определить, что изменилось («Что изменилось?»).
«Опиши соседа»
В принципе, описывать можно что угодно, а не только соседа. Игра удобна тем, что проводить ее с ребенком можно где угодно - на прогулке, дома. Можно устроить что-то типа соревнования. Вы вместе с ребенком выбираете знакомый вам обоим предмет, человека…все, что угодно. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь.
«Сделай, как я!»
Материал: спички, палочки.
Игра в паре с ребенком. Первоначально у вас по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.
Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем вы меняетесь ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.
Примечание: в принципе, использовать можно не только спички, но и счетные палочки, пуговицы, бусинки, карандаши, руки и т. д.
Так же можно разучивать небольшие стихотворения, чем больше, тем лучше. Разговаривайте с ребенком о том, что было в детском саду, что делали /вчера/на прошлых выходных, для активизации памяти. Читайте рассказы и обсуждайте с ребенком прочитанное, спрашивайте у него детали, например, как звали героев сказки или во что они были одеты, какая была последовательность событий. Такое занятие так же развивает связную речь и коммуникацию.
Развитие мелкой моторики руки.
Не старайтесь обучить ребенка писать буквы, лучше научить ребенка правильно держать в руке карандаш и ручку и рисовать простые плавные линии.
Можно раскрашивать, но рисунки должны быть уже с очень мелкими деталями;
– складывать мозаику, но из большого числа маленьких элементов;
– обводить пунктирные изображения, но без «сползания» с контура, без ошибок.
Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.
Развитие внимания
Детям в этом возрасте очень трудно усидеть на одном месте, поэтому занятия должны проходить в игровой форме. Продолжительность занятия не должно быть более 20 минут. Дальше, ребенок начнет уставать, утрачивать любопытство и увлеченность.
Прекрасно развить внимание помогут игры и задания следующего плана:
• Найди отличия
• Найди одинаковые картинки из множества
• Какие предметы изображены на картинках
• Пройди лабиринт
• Закончи узор (по клеточкам)
• Раздели предметы на группы
Формирование мотивационной готовности.
К основным условиям, которые необходимы для успешной мотивации детей дошкольного возраста, можно отнести:
1. Необходимость зародить в ребенке интерес к деятельности, используя его врожденную любознательность.
2. Дать ребенку понять, что взрослые в него верят. Поощрение и вера должны исходить не только от родителей, но и от педагога. Важно научить ребенка не только ценить достигнутый результат, но и осознавать важность и ценность самого процесса его достижения. Необходимо выделять особенности каждого ребенка, подчеркивая его индивидуальность, а не оценивать всех по одному критерию.
3. Научить дошкольника ставить перед собой цель, намечать пути ее достижения и планировать свою деятельность. В этот же пункт относится навык предвидения результата, т. е. «если сделаю, то получится, а если сделаю, то это приведет к …».
4. Намеренно ставить перед ребенком такие задачи, в процессе решения которых перед ним будут возникать новые.
5. Научить объяснять свои успехи и неудачи.
6. Важно акцентировать внимание не на личных качествах индивидуума, а на его поступках. Хвалить или критиковать нужно не ребенка, а его действия или результат.
7. Максимально поддерживать любознательность и активность дошкольника, его инициативу. Помогать воплощать детские затеи, справляться с ошибками и трудностями.
Чтобы обеспечить полноценные условия для эффективного мотивирования, нужно создать благоприятный психологический климат. Ребенку очень сложно сосредоточиться, если в доме постоянно происходят конфликты. Это вызывает в нем страх и другие негативные эмоции.
Все игры и задания можно найти в Интернете, так же приветствуются занятия по рабочим тетрадям.
Обязательно уделяйте хотя бы по 20-30 минут в день на занятия с ребенком, выполняйте задания последовательно, варьируйте устные и письменные задания, подбадривайте, если что-то не получается и хвалите его за успехи, и у вас обязательно всё получится!