Макарова Наталья
Рекомендации для родителей «Как облегчить ребенку процесс адаптации?»
▼ Скачать + Заказать документы
Любой родитель должен помнить, что основная ответственность за успешность адаптации лежит на нем. Детский сад – это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.
Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания, и любые их колебания использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с ними. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
Публикация «Рекомендации для родителей „Как облегчить ребенку процесс адаптации?“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Задолго до первых походов в ДОУ ребенку нужно обязательно хорошенько растолковать, почему он идет в детский сад (в д/с ребята идут, когда мамам нужно выходить на работу. Пока детки совсем маленькие, мамам можно сидеть дома, когда ребятишки подрастут, мамы выходят на работу, а малыши идут в садик).
Вместе с ребенком следует систематически приходить в дошкольное учреждение до его поступления. Заранее показать здание сада, пусть знает, что скоро он будет сюда ходить; познакомить с педагогами и нянями, с детьми, с помещением детского сада, его участком. Пусть малыш почувствует, что родители выражают полное доверие и симпатию этим для него новым людям. Приучайте к мысли о том, что он тоже будет здесь гулять и играть.
Обязательно расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего ребенка, его пристрастиях и привычках, что ему нравиться, что нет. Каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка. Скажите, если ребенок может намочить постель во время тихого часа, не скрывайте этого. То же самое с едой. Если ребенок действительно не переносит какую – то пищу, она вызывает у него рвоту, аллергию, лучше предупредить об этом.
Ориентируйте ребенка на воспитателя. Он должен твердо знать: что бы ни случилось, он всегда может обратиться к нему за помощью. Имя и отчество будущей воспитательницы должно постоянно фигурировать в ваших разговорах, ее образ должен войти в сознание ребенка.
Терпеливо отвечайте на различные вопросы ребенка о садовской жизни : «А где детки в саду спят? А у них есть игрушки? А кто их кормит обедом? А на каких стульчиках там сидят? А какие книжки в садике читают? А кто укладывает малышей спать?». Это может продолжаться до бесконечности, но чем больше у ребенка такой информации, хотя бы приблизительной, тем легче ему будет привыкать к саду.
ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: даже если вы на самом деле не в восторге от мысли, что скоро малышу придется идти в сад, постарайтесь не обсуждать при нем этот вопрос со своими знакомыми. Поневоле неоднократно слушая ваши эмоциональные возгласы («Боже, как я боюсь этого сада!», «Как я не хочу отдавать его в сад!» и т. п., ребенок придет к мысли, что сад – это плохо, и подобная «установка» вряд ли поможет ему быстро адаптироваться к новой жизни. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
ПОМНИТЕ: как бы безумно вы ни любили дитя, высшее проявление любви – способность отпустить его от себя, дать возможность жить собственной жизнью человека среди себе подобных.
В ДОУ следует отдавать ребенка в последний летний месяц или в начале сентября, когда дети много времени проводят на свежем воздухе. На период адаптации ребенка, маме не стоит устраиваться на постоянную работу, а если она уже трудиться, то целесообразно взять отпуск или временно организовать свободный график работы, чтобы побыть с малышом во время различных детсадовских мероприятий и забирать его пораньше домой.
В первые дни целесообразно приводить ребенка на несколько часов (в течение 1 – 2 недель). Постепенно время пребывания в ДОУ по мере нормализации его поведения можно увеличивать.
В детском саду дети заболевают чаще, чем дома. Это случается почти со всеми детьми в первые месяцы посещения ДОУ. Нельзя отправлять ребенка в детский сад вскоре после перенесенного, даже нетяжелого заболевания. Пусть он окрепнет дома. В детском коллективе возможность инфицирования намного больше, т. к. любой здоровый ребенок может быть носителем микроорганизмов, на которые сам не реагирует (они для него уже «свои», а для другого, контакты с такой инфекцией может стать причиной заболевания. В период адаптации возможность заболевания ребенка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает. Смена обстановки и правил игры, эмоциональное напряжение – все это вызывает стресс и ведет к снижению защитных сил организма, и вот они, бесконечные простуды. После того, как кроха несколько раз переболеет ОРЗ, у него постепенно выработается иммунитет против «садовских» болезней.
Первые дни.
Отправляясь, первый раз в детский сад, напомните себе, что вы его сами выбрали, поэтому с ребенком здесь ничего плохого не случиться. Следите за своими эмоциями. Если вы будете уверены в своих действиях, то и ребенок будет спокоен.
Дома объясните малышу, что там он, как и все дети, остается в садике один. Что вы непременно скоро его заберете, а чтобы крохе было легче ориентироваться, поделите время его пребывания в новой обстановке на короткие временные промежутки (сначала ты позавтракаешь, потом позанимаешься, а когда вы пойдете гулять, я за тобой приду и т. п.).
Придя в сад, спокойно осмотрите раздевалку, покажите малышу его шкафчик и не спеша, разденьте. Пока ребенок осваивается, не следует его тормошить.
Вместе загляните в группу – обычно внимание малыша сразу захватывает большое количество игрушек и детей и он на какое-то время «забывает» о маме. Подумайте, может быть, вам лучше исчезнуть именно в этот момент? Если нет, то дайте ребенку несколько минут осмотреться, затем спокойно попрощайтесь и сразу уходите. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет проще отпускать вас. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.
Если ребенок с трудом расстается с мамой, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец или другие родственники.
Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласиться, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику.
Пообещав малышу забрать его в определенное время, лучше подстрахуйтесь и придите чуть раньше. Опоздать к условленному сроку – самое худшее, что может быть в этот период.
Забирая ребенка не забудьте расспросить педагога о поведении и эмоциональном состоянии малыша. Посоветуйтесь об оптимальном графике дальнейшего посещения.
Смена обстановки, режима, общение с большим количеством сверстников на протяжении целого дня, безусловно, являются большим стрессом для психики ребенка. Поэтому в первые недели и месяцы в привычных, домашних условиях возможно возникновение проблем с поведением : упрямство, капризы, непослушание, агрессивность или робость – такие отклонения являются нормой. У него может ухудшиться сон, аппетит. К этому надо отнестись с пониманием и терпением. Режим в семье должен быть щадящим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время пребывания на свежем воздухе). Обстановка в семье должна быть спокойной, благоприятной.
Вероятно, малыш часто будет приходить домой перевозбужденным, поэтому необходимо тщательно продумать его досуг в вечерние часы - организовать тихие, спокойные игры, читать книги или слушать музыку. Вероятно, ребенку захочется дома какое-то время побыть одному или просто помолчать – нужно предоставить ему такую возможность.
Следует ограничивать новые впечатления. Помните, маленький детсадовец и так до предела устал от общения с посторонними. Воздержитесь от совместных походов по магазинам и гостям – для этого есть выходные. Не знакомьте с новыми лицами, ограждайте от любых отрицательных эмоций, переключайте внимание на знакомые приятные вещи.
Часто детишки не рассказывают, что у них происходит в садике. Маме в этом случай сложно понять, как общаются с детьми воспитатели, какие существуют конфликты. На помощь приходит игра. В выходной день предложите крохе поиграть в «садик». «Детишками» могут стать любимые игрушки или вы с родственниками, а вот воспитателем обязательно должен быть ребенок. Как правило, дети прекрасно изображают своих наставников и сверстников. В процессе игры вы многое увидите и узнаете, потому что ребенок непроизвольно будет переносить «садовский» опыт в игровую ситуацию. В игре можно узнать, как в саду себя ведет ваш малыш. Очень часто родители считают своего ребенка тихоней, а в ходе игры вдруг обнаруживается, что он настоящий забияка.
Иногда детишки, посещающие детский сад, проявляют такие неприятные качества, как эгоизм, жадность, агрессивность, нередко начинают обманывать. Не следует отгораживаться фразами: «Мой ребенок никогда не лжет», ведь ваша задача – не защититься, а выявить проблемы малыша и по возможности их устранить.
Еще одной причиной неприятностей с поведением может быть чувство отвергнутости, заброшенности, которое испытывает малыш. Он придумывает, как плохо было в саду, или как его обижали, или что совсем не гуляли, или не занимались. Как правило, эти сетования звучат очень правдоподобно. Важно вовремя переговорить с воспитателем и не будить в себе ненужные подозрения.
Приходя за ребенком в детский сад, нужно проявлять живой интерес к его поделкам и рисункам. Малышу это очень важно.
Возвращаясь с ребенком домой, вспомните вместе с ним игрушки, которые были в детском саду, выясните, что ему понравилось, кого запомнил и с кем хотел еще поиграть. Необходимо поощрять посещение детского сада ребенком.
Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.