Павлова Люба
Региональный уголок в младшей группе «Пчёлка»
▼ Скачать + Заказать документы
Региональный компонент
Уникальность региональной культуры Бурятии очевидна. Об этом говорят такие факты, как расположение региона в восточной части России; суровый климат; социокультурные особенности развития, имеющие свое географическое и временное развитие; самобытность культур народов, населяющих край (русские, буряты, эвенки и др.); глубокие исторические корни культурных традиций региона; наличие опыта сохранения и передачи подрастающему поколению региональных культурных ценностей и т. д.
Публикация «Региональный уголок в младшей группе „Пчёлка“» размещена в разделах
Региональная культура нашего края изучается с разных позиций: диалектологической, фольклорной, исторической, музыкальной и др. Учет социокультурных особенностей края в приобщении детей дошкольного возраста к региональной культуре следует рассматривать как одно из ведущих условий инкультурации, оказывающее огромное влияние на формирующееся отношение ребенка к материальным и духовным ценностям и в целом на становление личности как патриота своей малой Родины. Таким образом, в настоящее время знакомство детей с региональными особенностями культуры является важным в полиэтническом обществе.
Культура Забайкалья уникальна и неповторима. Богатейшее этнокультурное наследие способствовало интенсивному развитию фольклорных традиций. Приоритетным направлением работы многих краевых и муниципальных учреждений культуры, образования, в том числе и нашего ДОУ является сохранение и пропаганда самобытной культуры всех народов, проживающих на территории края.
Исторически Бурятия край, в котором проживают более 100 национальностей. Наибольшую численность составляют русские, которые представлены старожильческим населением (сибиряками) и «семейскими».
Значительная часть населения края выражена коренными народами – буряты и эвенки. Также проживают представители 134 национальностей: украинцы, белорусы, поляки, татары, евреи, немцы, корейцы, китайцы, представители кавказских и прибалтийских народов и др.
Таким образом, реализация регионального компонента в ДОУ осуществляется в тесной взаимосвязи с социальными институтами города и района и при их поддержке в совместной деятельности педагога и детей и в самостоятельной деятельности воспитанников в соответствии с возрастными особенностями через адекватные формы работы. При этом предпочтение отдается культурно-досуговой деятельности.
Целью реализации регионального компонента в ДОУ является становление национального самосознания воспитанников, формирование у них способности стать представителями и носителями родной культуры через формирование у дошкольников интереса и уважения к людям разных национальностей и интересов и осуществление преемственности поколений в изучении культуры и традиций народов, населяющих Забайкалье.
Задачи:
Приобщать дошкольников к национально-культурному наследию: образцам национального фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям писателей и поэтов.
Воспитывать у детей толерантное отношение к людям других национальностей и вероисповедания, уважение к своему дому, к родной земле, малой родине.
Закреплять лучшие традиции народной педагогики в семейном воспитании. Выявлять, изучать и распространять положительный опыт педагогов, внедрять в практику работы прогрессивные инновационные методы, позволяющие формировать в детях чувство патриотизма, любви к родному краю.
Формировать предметно-развивающую естественную среду для овладения родным языком, народными традициями, любви к родной культуре, истории народа. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: НОД, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношение со взрослыми и сверстниками.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
Введение регионального содержания с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы и т. д.).
Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (мини-музеи русского быта и др. народов Забайкалья, предметы декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.). Чем разнообразнее способы, формы и приемы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлеченности.
Изучение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края в условиях Забайкалья выражается в следующем:
воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, посёлку;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о Бурятии (г. Улан-Удэ)
знакомство детей с символами Бурятии, страны России (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим национальностям, их традициям. Освоение традиционной культуры Бурятии включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно-пространственной среды и реализацию следующих условий:
-развитие профессиональной компетенции педагогов и непосредственное участие в процессе этнокультурного воспитания и взрослых, и детей; усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада; -организация процесса этнокультурного воспитания детей и использование народного опыта непосредственно в жизни детей, их продвижение «от опыта к знанию». Основой для расширения регионального компонента и включения его в образовательную деятельность являются парциальные программы программы:»Моя малая Родина "Хоринский район", «Мой край у Байкала».
Живи и процветай Бурятия моя
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.
Среди направлений образовательной программы ДОУ важное место занимает региональный компонент
Задачи:
обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры
достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность
включение в систематическую учебную деятельность в школе.
Для реализации этих задач МБДОУ детский сад, ставит такие цели:
-воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев;
-развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной местности;
- формировать интерес к культурному наследию региона;
-повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению;
- готовить детей к обучению в школе.
Основные направления деятельности ДОУ:
· формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;
· изучение национальных традиций и обычаев;
· воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову;
· изучение истории Бурятии во взаимосвязи с культурой и историей России;
· раскрытие духовных ценностей, отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки, литературы, живописи, архитектуры через творчество бурятских поэтов, композиторов, писателей и художников;
· подготовка к обучению грамоте;
· формирование и развитие познавательной деятельности в соответствии с программой обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
· развитие планирующей и регулирующей функций речи через игровую, продуктивную и трудовую деятельность;
· развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движениями;
· преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к окружающим;
· коррекция нарушений межличностного общения, преодоления эмоциональной незрелости.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.
Среди направлений образовательной программы ДОУ важное место занимает региональный компонент.
Специфика организации работы по использованию регионального компонента в содержании работы нашего ДОУ в том, что в этот процесс включены и дети, и педагоги, и родители. При создании развивающей среды для детей учитывались следующие принципы:
- приоритетность регионального наследия;
- диалогичность;
- развитие ребенка в деятельности;
- опора на эмоционально-чувственную среду ребенка.
С учетом физиологических особенностей детей был отобран наиболее актуальный для каждого возраста материал. Так, если в младшей и средней группе представлены альбомы их ближайшего окружения («Моя семья», «Наш детский сад», то в старшем возрасте тематика расширяется («Достопримечательности поселка Усть-Баргузин», «Наш город Улан-Удэ», «Байкал» и др.).
Созданная развивающая среда способствует обогащению детских представлений, развитию детской фантазии и инициативы, которые позитивно отражаются на перспективах развития ребенка. Конечно же, большими помощниками в проведении всей работы в данном направлении являются родители. Включение родителей в совместный образовательный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. В ДОУ используются как традиционные формы работы с родителями, так и нетрадиционные. Последние подразделяются на информационную, познавательную, досуговую, наглядно-информационную (информационно-ознакомительную и информационно-просветительскую).
Таким образом, работа проводимая в системе, помогает понять и осознать древность и величие нашей малой родины, почувствовать себя частичкой великого бурятского народа. Именно такой нам представляется стратегия развития личности ребенка, формирование его гражданственности и патриотизма.