Коновалова Татьяна
Рефлексивный тренинг «Мое призвание — воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
Рефлексивный тренинг «Призвание – воспитатель».
Задачи тренинга : 1. Знакомство с собой и своими личностными особенностями – ресурсами воспитания.
2. Осмысление своих личных интересов, ценностей.
3. Нахождение путей реализации своих интересов и ценностей в воспитательной работе с детьми.
Первый этап – «ЗНАКОМСТВО»
Публикация «Рефлексивный тренинг „Мое призвание — воспитатель“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Задача этого этапа работы – настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.
«Грецкий орех» Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (по числу участников). Психолог высыпает орехи в центр круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участники внимательно рассматривают свой орешек, изучают его структуру, особенности строения, стараются запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти свой орех.
Как правило, «свой» орешек узнается с первого взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев, психолог приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный).
На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять.
«Я учусь у тебя».
Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.
В работе педагога невозможно разграничить личное и профессиональное. В том, что и как мы говорим детям, как реагируем на различные ситуации, какие поступки совершаем, - много профессионализма и не меньше – личностных особенностей, ценностей, предпочтений. Изучение своей личности, стремление к ее самосовершенствованию – мощный ресурс профессионального развития. Это реальная помощь в построении своей деятельности и своего общения с воспитанниками, обучение использованию своих личных достоинств, нивелированию недостатков.
Упражнение «Все мы чем-то похожи».
Психолог рисует на доске круг, квадрат, треугольник. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится.
После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали.
Мини-группы получают следующие задания:
Находите общие точки соприкосновения с коллегами.
Каждая группа составит список того, что объединяет её членов. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас есть сестра», «Любимый цвет каждого из нас – синий» и т. д. У вас 5 минут. Победит та группа, которая найдёт и запишет наибольшее количество общих черт.
Упражнение «Круг-треугольник-квадрат-спираль».
-КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.
Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило, хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения.
-КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.
Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил.
- ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.
Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и умеющие их достигать.
После…., нужно попросить написать на своих фигурах три своих качества: «как все», «как некоторые», «как никто больше».
Упражнение позволяет участникам увидеть себя как некое «единство непохожих», помогает каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность.
Тест «Погода в ДОУ»
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый. 2. Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое. 4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы. Каждый участник выбирает один из четырех вариантов, не сообщая о своем выборе вслух.
Разминка
«Доскажите имя литературного героя»
Кот – в сапогах, Матроскин
Домовенок – Кузя
Папа – Карло
Дед – Мазай, Мороз
Баба – Яга
Старуха – Шапокляк
Дядя – Степа, Федор
Почтальон – Печкин
Доктор – Айболит
Пудель – Артемон
Крокодил – Гена
Железный – Дровосек
Соловей – Разбойник
Кощей – Бессмертный
Муха – Цокотуха
Черепаха – Тортила
Красная – Шапочка
Дети – цветы жизни
Утром я…
Вечером люблю…
В выходные…
В моей работе самое главное…
Мне нравится когда….
Я всегда боюсь …
Я хотела бы…
Мое важное качество…
Я стремлюсь быть…
«Дерево педагога».
Стикеры наклеить на дерево в виде листочков разных цветов. Зеленые положительные стороны профессии, зеленые- отрицательные.
РЕФЛЕКСИЯ.
Дерево помогает осознать, какие в нашей профессии положительные моменты, а над чем еще надо поработать и возможо, изменить отношение к негативным. В целом, благодаря дереву, можем увидеть целостную картину отношения к своей профессии.
При обсуждении картины важно помнить главный смысл – все в твоих руках.
Упражнение «Волшебная бутылочка»
Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в нашем коллективе.
«Представьте себе, что вы и наш коллектив нашли старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и из нее появляется волшебный джин. Теперь вы можете загадать три желания. Но есть маленький нюанс, так как лампу вы нашли вместе со своим коллективом, то и желания должны касаться работы. Вы можете изменить руководство, своих коллег, сделать больше перерыв на обед, изменить штатное расписание и т. д. Каждый может загадать свои три желания, но эти желания должны пойти на благо коллектива. Какие изменения вы бы внесли в наш коллектив и его работы? Представьте, что вы способны внести любые изменения.
Далее, каждый пишет свои три желания, которые направлены на изменение рабочей обстановки.
Ваши желания очень важны и очень надеюсь, что осуществление ваших желаний приведёт наш коллектив к стабильности, развитию и процветанию, а не к упадку или краху.
Наша личность ярче всего проявляется в деятельности. Если задуманное дело насыщено важными для нас ценностями и смыслами, если в нем мы можем реализовать самые сильные и любимые стороны своей натуры, - значит, нам удалось совместить профессию и собственную личность. Наша личность зазвучала в работе как уникальный инструмент.