Приложение МААМ

Речевые игры в работе педагога

Раиса Карасева
Речевые игры в работе педагога
▼ Скачать + Заказать документы

В работе любого педагога дошкольного образования стоит задача развития речи ребенка. Эту задачу можно достигнуть разными способами, но одним из действующих способов будут – речевые игры. Давайте разберем, какие же игры можно и нужно использовать в своей работе.

Синквейн

Публикация «Речевые игры в работе педагога» размещена в разделах

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Правила составления синквейна.

Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциативный ряд).

Эта технология универсальна. Она открывает новые возможности в работе с детьми : способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Примеры составления синквейна

1. Кукла.

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

1. Машина.

2. Быстрая, мощная.

3. Едет, обгоняет, тормозит.

4. Я люблю кататься.

5. Транспорт.

1. Дождь.

2. Мокрый, холодный.

3. Капает, стучит, льется.

4. Я не люблю дождь.

5. Вода.

Могут быть использованы такие варианты работы :

-составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

- составление синквейна по прослушанному рассказу;

- коррекция и совершенствование готового синквейна;

- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить).

- полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Целесообразное использование синквейна:

На занятиях для закрепления изученной лексической темы.

1. Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза — символ России.

5. Дерево.

Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

1. Звуки речи.

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

5. Речь.

На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

Синквейн для воспитателя детского сада - это:

- инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,

- средство творческого самовыражения ребёнка,

- способ обогащения словарного запаса,

- подготовка к краткому пересказу,

- и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

Метод ассоциативных связей, или «Образ слов»

Осознание богатства русской речи начинается с воспитания в ребенке бережного, вдумчивого отношения к слову, с познания скрытых внутренних ресурсов, заложенных в каждом из них. Современные технологии развития детей с речевыми нарушениями предлагают большой арсенал методов и приемов работы со словом, позволяющих оценить его красоту, неповторимость. К таким методам относится метод ассоциативных связей. При создании образа слова методом ассоциативных связей ребенок исследует его в рамках тех или иных разделов русского языка: фонетики, словообразования, лексики, грамматики и т. д., вкладывает в него личностный смысл, задумывается над привычным словом, сталкивается его неповторимостью и уникальностью.

Последовательность работы при создании образа слова с применением метода ассоциативных связей может быть следующим:

1. Каждое слово имеет вполне определенное звуковое наполнение, разное написание, смысл и разное употребление. Начинается исследование слова с анализа его звукового состава. Разбиваем слово на звуки (слоги). Если не удалось на какой-то звук подобрать слово, этот факт тоже анализируется, чтобы ребенок при написании не пропустил соответствующую букву.

2. К каждому звуку ил слогу подбираем слова, ассоциативно связанные с представлением о слове. Наиболее эффективна групповая или подгрупповая формы работы. Не все дети одинаково быстро начнут работать и подбирать слова не просто на заданные звуки, слоги, но и ассоциативно связанные с исходным словом. При такой форме работы интересно то, что все равно несколько детей начнут предлагать удачные варианты слов, а вполне возможно, что ребенок за всю игру предложит всего одно слово, которое хорошо вписалось в общий ассоциативный ряд. И это педагогу нужно отметить. В работе важен общий позитивный настрой. Полного бездействия не будет. У некоторых детей, конечно, будет затруднена актуализация слов, но большинство, все же активно включатся в творческий процесс. Ассоциации должны идти сплошным потоком, удачные и не удачные, педагог выбирает наиболее подходящие слова. То есть, работа идет быстро, фиксируются все «выплывшие» слова, проводиться их анализ, и выбираются те их них, которые раскрывают понимание этого слова.

3. Общий смысл выражения и создает образ слова.

Рабочую цепочку можно представить следующим образом.

Слово звуки слова образ слова.

Например, некоторые индивидуальные образы слов:

ПЛЯЖ Песок -Летом - Ярко-Желтый;

ЗИМА Затрещал – Мороз;

ЛЕТО Лучезарное – Теплое;

ОСЕНЬ Облачное – Серое – Небо;

ВЕСНА Веселое – Сверкающее – Небо;

НОЧЬ Небо – Очень – Черное;

ДЕНЬ Дающий – Надежду.

Метод «ХОРОШО – ПЛОХО»

Этот метод развивает умение видеть во всем хорошие и плохие (полезные и вредные) стороны. Рассмотрим какой-нибудь предмет или явление и постараемся дать как можно больше ответов на вопрос, чем это хорошо и чем плохо.

Например. Лексико-грамматическое занятие по теме «Весна» : идет дождь…

Хорошо

Растения будут лучше расти…

По лужам можно пускать кораблики…

Улицы будут чистые….

Плохо

Нельзя гулять на улице…

Можно промокнуть и заболеть…

Вода в реке может выйти из берегов…

Найдите хорошие и плохие стороны в следующих предметах и явлениях: падает снег, есть велосипед, собака в доме, дети дерутся, слышна музыка, жаркое лето.

Метод можно использовать для соревнования двух детских команд. Одна команда говорит о хорошем, другая – о плохом, по очереди.

Игра «ХОРОШО – ПЛОХО»

Дерево – это хорошо или плохо?

Хорошо – укрывает от дождя и солнца.

Плохо – растет на площадке, мешает играть в мяч.

Хорошо – украшает город.

Плохо – может загореться и вызвать пожар.

Хорошо – приносит плоды.

Плохо – в нем живут насекомые – вредители.

Креативное речевое моделирование

Креативное речевое моделирование объединяет в себе развитие умственных способностей и речевое развитие ребенка. Креативное речевое моделирование проводиться в несколько этапов.

1-й этап. Предлагаются несложные задания, элементы которых ребенку уже знакомы.

Например, найди общее: ребенку предлагается два предмета или две картинки с изображениями предметов, явлений:

- лопата, сковородка;

- стол, шкаф;

- вилка, ножницы;

- книга, театри т. д.

Нужно найти общие признаки у предметов в парах. Чем больше общего будет названо, тем продуктивнее выполнено задание.

Например, возможны такие ответы при анализе признаков в паре «лопата, сковородка» :

Лопата и сковородка сделаны из металла.

И лопатой, и сковородкой можно защищаться.

На лопате и на сковородке можно что-нибудь перенести.

Лопата и сковородка сделаны руками человека.

2-й этап. Ребенку называют пары слов без наглядной опоры, и он так же ищет сходные признаки в данных названиях:

- самолет, чашка;

- стадион, слон;

- комар, роса и т. д.

Таким образом, мы рассмотрели варианты речевых игр, которые педагог может использовать в своей работе.

Публикации по теме:

Брейн-ринг для родителей «Речевые игры дошкольников»Брейн-ринг для родителей «Речевые игры дошкольников» .

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Консультация для родителей «Речевые игры для детей средней группы» Речевые игры для детей средней группы. Цель:Учить отчётливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. Развитие.

Любимые речевые игры с движениями для малышейЛюбимые речевые игры с движениями для малышей Для детей первой младшей группы очень важны речевые игры. Они сопровождают нас постоянно, в течении всего дня, при осуществлении любого.

Презентация «Развивающие речевые интерактивные игры по теме «Посуда» Технологическое описание интерактивной дидактической игры с использованием триггеров «Посуда» Компьютерная игра предназначена для детей.

Речевые игры для детей старшего дошкольного возрастаРечевые игры для детей старшего дошкольного возраста Роль игр в развитии речи детей нельзя переоценить. Предлагаю Вашему вниманию игры, разработанные и изготовленные мной для организации работы.

Рекомендации родителям. Речевые игры по дороге в детский сад Провести время с пользой можно по пути в детский сад. И сделать это можно, используя игры, которые направлены на развитие речи, логического.

Речевые, коммуникативные игры для малышей Речевая игра" СНЕЖНЫЙ КОМ" -Покатился снежный ком, я иду за ним пешком, Всё быстрее и быстрее- он летит, а я бегом. По дорожке пробежался.

Рекомендации для родителей «Речевые игры по дороге домой» "Речевые игры по дороге домой" Родители совместно с педагогами должны развивать речевые способности своего ребёнка. Лучше развивать речевые.

Выступление на Дне открытых дверей в ДОО «Речевые игры в кругу семьи»Выступление на Дне открытых дверей в ДОО «Речевые игры в кругу семьи» Выступление для родителей на «Дне открытых дверей» по теме:«Речевые игры в кругу семьи»Составитель: учитель – логопед Габитова Ю. С. Здравствуйте,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые игры в работе педагога
Опубликовано: 26 марта 2021 в 11:03
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевые игры в работе педагога» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Карасева (УИ 2266796) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День написания писем Деду Морозу. Передвижка «Почта Деда Мороза»

4 декабря — это специальный день, когда принято писать письма Деду Морозу.

3 декабря. Международный день инвалидов
Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД