Елена Ломакина
Речевые игры на прогулке в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые игры на прогулке в детском саду
На прогулке легко проводить разнообразные речевые игры на развитие грамматического строя речи, связного высказывания, звукопроизношения, на развитие общей и мелкой моторики. Игры и упражнения могут проводиться индивидуально или по подгруппам.
Публикация «Речевые игры на прогулке в детском саду» размещена в разделах
- Игры для детей
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Очень полезны для развития речи детей игры с мячом. Мяч активизирует моторику, ориентировку в пространстве, внимание, нормализует поведение гиперактивных детей.
Я вам предлагаю вашему вниманию картотеку игр с мячом стимулирующих развитие речи детей. Я их разделила по блокам.
1. Игры на развитие фонематического восприятия и звуко-буквенного анализа
Во время игр дети мяч бросают, ловят, подбрасывают верх, передают по кругу, отбивают о землю, сидят или стоят.
- «Подбери слова на нужный звук». Цель: учиться подбирать слова на заданный звук, развитие общей моторики, учиться ловить мяч, развивать реакцию, внимание.
- «Звук в начале, в середине и в конце». Цель: учиться подбирать слова с заданной позицией звука.
- «Доскажи словечко». Взрослый начинает слово, называя первый слог, ребенок договаривает словечко. Ко - …мар; … са; …тёнок;
- «Посчитай буквы». Цель: учить считать кол-во букв в слове, отбивать мяч о землю
- «Отгадай слово». Цель: учиться подбирать слова по заданным буквам.
Для этой игры нужен мел. Пишется первая и последняя буква слова, вместо букв, стоящих посередине, ставятся точки. Если слово дети не могут отгадать, добавляется вторая буква и т. д. Даем простые по слоговому составу слова. Д. М
2. Игры, развивающие лексико-грамматические категории
Варианты игр с мячом (отбиваем о землю, подбрасываем, перекидываем) :
«Мяч бросай, четко фрукты, животных, транспорт и … называй» Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов
Игра «Из чего сделано?» Вот предмет, а из чего Люди сделали его?
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Из металла – металлический, из картона - картонный и т. д.
Игра «Чья голова?» Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова
Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных «Чей? Чья? Чьё?» Хвост медведя - медвежий, уши у собаки -, морда у коровы -…., туловище у змеи -. и т. д.
Игра с мячом «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)». Раз и два, и три, четыре — Все мы знаем в этом мире.
Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.
Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний») Распознаем мы сейчас, Что же лишнее у нас.
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Собака, корова, петух, овца – (петух)
Игра «Горячий — холодный» Мы сейчас откроем рот, Чтоб сказать наоборот.
Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов (чистый — грязный, мелкий - глубокий и т. д.)
«Животные и их детеныши» Человеческие дети знают всех зверят на свете. Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования
«Кто как разговаривает?» Мяч лови, да поскорей назови язык зверей.
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко»
Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то — нет.
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход игры. Логопед, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает: — Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч логопеду, должен ответить: — Сорока стрекочет. Примеры вопросов: — Сова летает, а кролик?
Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?» Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
«Скажи ласково» Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?» Человек легко находит, Что в природе происходит.
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Логопед: Дети Солнце — что делает? Светит, греет Ручьи — что делают?
«Составь предложение». Мячик прыгать я заставлю, Предложение составлю.
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.
Ход игры. бросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом несогласованные слова ( например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет»)
Игра «Где мяч?» Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь.
Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.
Ход игры. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги. Педагог кладет мяч и просит детей сказать где он лежит.
«Лови, бросай, дни недели называй» В календарь не зря глядели — Все мы помним дни недели (месяцы, времена года).
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка
3. Игры для развития связной речи
«Угадай, о чем говорю». Цель: пополнение лексики, учиться описывать предмет.
Ребенок перечисляет признаки предмета, а дети отгадывают его.
Большая, рогатая, добрая, дает молоко, мычит — (корова).
Серый, зимой белый, трусливый, длинноухий — (заяц).
4. Варианты игр по закреплению звуков в речи
«Чижик»
Цель: упражняться в правильном произношении звука Ч.
Выбирается водящий — кошка, она сидит в сторонке. Остальные дети - чижики.
Дети:
«Чижик в клетке сидел,
Чижик громко в клетке пел;
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я на волю улечу».
Появляется кошка. С криком «Мяу!» она ловит «чижиков», а те разбегаются.
«Кот и мыши»
Цель: учиться произносить стихотворение тихо, автоматизация звука Ш.
Дети ходят по кругу, в центре сидит водящий, изображающий кота. Дети тихо говорят:
«Тише, мыши.
Тише, мыши.
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись!
И коту не попадись!»
Водящий громко кричит «Мяу!» и бежит за детьми. Пойманные дети становятся котами.