Анна Музалёва
Речевые игры и упражнения по теме «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Посуда»
Словарь
Предметный: посуда, вилка, нож, ложка, тарелка, блюдце, миска, сковорода, кастрюля, половник, дуршлаг, ведро, ваза, ковш, креманка, соусница, сахарница, чайник, солонка, бокал, стакан, кружка.
Глагольный: поставить, мыть, есть, чистить, готовить, убирать, накрывать, сервировать, разбирать, купить.
Признаков: кофейная, столовая, кухонная, чайная, фарфоровая, стеклянная, прочная, прозрачная, жароустойчивая, пластмассовая, пластиковая, металлическая, небьющаяся, разноцветная, ржавая, разбитая.
Дидактические игры :
«Один – много»
Публикация «Речевые игры и упражнения по теме „Посуда“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
тарелка – тарелки, кастрюля – кастрюли, ложка – ложки, вилка – вилки, стакан – стаканы, половник - половники и т. д.
«Назови ласково»
сковорода – сковородочка, тарелка – тарелочка, стакан – стаканчик, чашка – чашечка, поднос, сервиз, половник, солонка, маслёнка и т. д.
«Сосчитай посуду»
Один острый нож, два острых ножа, три, четыре, пять острых ножей и т. д.
Можно взять слова для счета – стеклянный стакан, металлическая вилка, большая ложка и т. д.
«Какая бывает посуда?»
Посуда из стекла – стеклянная; из металла – металлическая; из фарфора – фарфоровая; из глины – глиняная, из пластмассы – пластмассовая и т. д.
«Как называется?»
Посуда для сахара – сахарница, для соли -, хлеба, супа, молока, масла, конфет и т. д.
Отгадать загадки о посуде.
- Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
- Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)
- Ходит он из края в край, режет чёрный каравай. (Нож)
- Из меня посуду тонкую, нежно-белую и звонкую
Сама не ем, а людей кормлю. — Ложка.
Из горячего колодца через нос водица льется. — Чайник.
Рыба в море, а хвост на заборе. — Ковш.
Деревянная темница, а в ней хлебушек хранится. — Хлебница.
Круглая, как блин, а сверху ручка. — Сковородка.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода скипела!» (чайник)
И в столовой, и на кухне,
В ресторане – и везде:
Если варят – то в кастрюле,
Жарят – на …. (сковороде)
Среди ложек я полковник
И зовут меня … (половник)
- Как одним словом назвать все эти предметы?
Образуй признаки (от предмета) : пластмасса — … стекло — … глина — … дерево — …
праздник — … чай — … кофе — … кухня — …
«Есть – нет» (родительный падеж) : чайник –нет чайника, ложка — … сковорода — … стакан — … блюдце -… сервиз — … донышко -… кухня -… посуда — …
«Родственные слова» (образование однокоренных слов)
Кофе – кофейник – кофеварка – кофемолка - кофейный
Чай -. (чайник - чайный)
Суп -. (супчик – супница - суповой)
«Материал»
Посуда из стекла - стеклянная
Посуда из металла -.
Посуда из пластика -.
Посуда из дерева -.
Посуда из пластмассы -.
Посуда из бумаги -.
Послушай сказку:
«Сказка о чайнике»
Жил – был чайник. У него была семья - посуда. Чайник был пузатый - препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили.
-Теперь придумай такую же сказку о каком – либо предмете посуды.
Нарисуй чашку и блюдце из одного чайного сервиза.
Игра «Гномик и великан»
Кастрюля. У гнома - кастрюлька, а у великана - кастрюлище.
Стакан. У гнома - стаканчик, а у великана - стаканище.
Нож. У гнома - ножичек, а у великана - ножище.
Игра "Составь предложения с предлогом "С"
С чем ведро, если в нем. (вода, молоко, морковь, картошка. ?
С чем кастрюля, если в ней. (суп, борщ, картошка. ?
С чем чашка, если в ней. (чай, кисель, кофе, молоко. ?
С чем банка, если в ней. (капуста, варенье, мед, мука. ?
Назови предмет посуды на звук :
[ч] – чайник, … [б] - … [н] - … [вь] - … [л] - … [к] - … [с] - … [т] - … [мь] - …
«Объясни, что делает этот предмет?»
мясорубка – рубит мясо
самовар - …
овощерезка - …
хлеборезка - …
соковыжималка - …
яйцерезка - …
чеснокодавка - …
«У какого предмета посуды есть это?»
Носик есть у …
Дырочки есть у …
Крышка есть у …
Одна ручка есть у …
Две ручки есть у …
Лезвие есть у …
Четыре зуба есть у …
Выучить название специальной посуды. Скажи, что откуда возьмешь?
Посуда для соли – солонка. Соль беру из….
Посуда для сахара – сахарница. Сахар беру из….
Посуда для перца – перечница…
Посуда для масла – маслёнка…
Посуда для хлеба – хлебница…
Посуда для рыбы – рыбница…
Посуда для фруктов – фруктовница….
Посуда для конфет - конфетница…
Посуда для салата – салатник или салатница….
Описательный рассказ:
Какая посуда есть у вас на кухне.
Как называется?
Какого цвета?
Какой формы?
Какого размера?
Из какого материала сделана?
Из каких частей состоит? (стенки, дно, крышка, ручки, носик)
Для чего нужна посуда?
Игра «Чего не стало?».Выставляются 5—6 предметов посуды. Детей просят закрыть глаза, Незнайка прячет один предмет. Дети догадываются и отвечают, какой. Не стало кастрюли, чайника, сковородки, стакана, чашки, тарелки, ложки, вилки, блюдца.
Игра «Четвертый — лишний».
Чайник, кастрюля, хлеб, тарелка
Стакан, стол, тарелка, ложка.
Ложка, вилка, чашка, нож.
Кастрюля, сковорода, чашка, ковш.
«Кто больше скажет слов?»
Чайник (какой) — фарфоровый, красивый, пузатый, маленький, новый, чистый.
Кувшин (какой) — стеклянный, прозрачный, высокий, узкий, голубой, чистый, новый, любимый.
Хлебница (какая) — металлическая, круглая, чистая, старая, узорчатая, блестящая, ажурная.
Игра «Наоборот».
Новая кастрюля — старая кастрюля
Полная сахарница — пустая сахарница
Чистая ложка — грязная ложка
Горячая сковорода — холодная сковорода
Прочная салатница — хрупкая салатница
Мелкая тарелка — глубокая тарелка
Высокая ваза — низкая ваза
Светлый чайник — темный чайник
Мокрая чашка — сухая чашка
Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Раз, два, три, четыре, Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и
хлопают в ладоши.
Мы посуду перемыли : Одна ладонь скользит по другой.
Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики, по одному, на каждое
название посуды.
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили, Снова загибают пальчики.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. Попеременно ритмично ударяют кулачок об
кулачок и хлопают в ладоши.
Скороговорки. Развитие общих речевых навыков — правильного звукопроизношения, четкости дикции, речевого дыхания.
Выпил Яшка чаю чашку,
Мало чашки чая Яшке.
Ю. Чичев
Старик Скороговоров
Купил скороварку,
Разбил сковородку,
Забыл скороговорку.
И. Тополева
Взял Валерка тарелку,
Взял Валерка поднос.
Мне тарелку Валерка
На подносе принес.
А. Левшин
Упражнение «ПОСУДА». Координация речи с движением.
Вот большой стеклянный чайник ( Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг.)
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянулись, руки сомкнули над головой.)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос. (Легли на ковер, вытянулись.)
Он посуду нам принес.