Татьяна Сергунина
Консультация «Речевой уголок в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.
Публикация «Консультация „Речевой уголок в детском саду“» размещена в разделах
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ – правильная организация предметно-развивающей среды. С целью развития речевых умений воспитанников оформляются несколько уголков- книжный, театрализованный и речевой.
В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью воспитатели создают условия для стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи. В соответствие с санитарно- гигиеническими требованиями и техникой безопасности. В соответствии возрасту, потребностям детей,
Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Расположить уголок целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны. Это создаст более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть удобным, чтобы дети сами могли подходить к нему и заниматься. При недостаточном освещении, необходимо предусмотреть дополнительное. Близость игровой зоны будет мешать проведению занятий в уголке и отвлекать ребенка от выполнения заданий. Принцип безопасности реализуется в надежном укреплении всего оборудования уголка и безопасности материалов из которых изготовлены игры и пособия, а также безопасности их использования.
Наполняемость коррекционного уголка должна осуществляться по разделам:
Содержание речевого уголка :
1. Картотека артикуляционных упражнений.
2. Комплект зеркал.
3. Картотека дыхательных упражнений.
4. Картотека пальчиковых игр.
5. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (динамических) .
6. Предметы для речевого дыхания.
7. Дидактические игры на обогащение словаря.
8. Дидактические игры на развитие связной речи.
9. Картотека словесных дидактических игр по всем разделам.
10. Дидактические игры на совершенствование лексико-грамматических категорий.
11. Картотека игр на развитие фонематического восприятия.
12. Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д.)
13. Массажные мячики и картотека упражнений с ними.
Желательно цветовое отображение разделов речевого уголка :
• дыхание – голубой;
• лексика – жёлтый;
• грамматика – синий;
• мелкая моторика – красный.
1-я младшая группа
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные картинки.
7. Различные виды театров.
8. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) предметами домашнего обихода;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т. д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т. д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).
2-я младшая группа
1. Картинки по лексическим темам (альбомы).
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7. Различные виды театров.
8. Картинки:
а) с изображением характерных особенностей времен года;
б) предметами домашнего обихода;
в) деталями предметов;
г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов;
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).
Средняя группа
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7. Различные виды театров.
8. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) предметами домашнего обихода;
в) основными частями предметов;
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т. д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т. д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).
ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол);
ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш)
9. Зеркало или индивидуальные зеркала.
Старшая и подготовительная группы
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике;
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
7. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина, электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т. д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.);
ж) с изображением синонимов;
з) с изображением животных во множественном числе;
и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш);
к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)
8. Зеркало или индивидуальные зеркала.
артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах). Это можно изготовить самостоятельно, а описание взять из методической литературы. Например: Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в считалках», В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»;
• фонематический слух: игры на дифференциацию звуков – например «Игры с парными карточками» З. Т. Бобылевой, «Звонкий – глухой», «Твердый – мягкий», «Фонематика» и другие;
• лексика: картинки, отражающие изучаемую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и другие;
• грамматический строй речи: игры Е. М. Карповой, Е. В. Соловьевой, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, игра «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и другие;
Огромное количество пособий можно изготовить вместе с детьми.
«Речевые кубы».
Пособие представляет собой кубы разного размера, изготовленные из легких материалов (картон, пластмасса, поролон, ткань).
На каждой грани куба расположены прозрачные карманы, предназначенные для сменного речевого материала, для развития общей и тонкой моторики, артикуляционных упражнений, развития лексико-грамматического строя и связной речи.
С помощью речевых кубов можно познакомить детей с органами речевого аппарата, провести артикуляционную гимнастику, работать над темпом, ритмом речи, силой голоса, развивать тонкую моторику, эмоциональную сферу ребенка.
Таким образом, уголок по речевой деятельности в группе – многофункциональный центр, с насыщенной предметно-развивающей средой, и методическими рекомендациями по оформлению речевых уголков.
• Соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• Желательно, чтобы речевой уголок был размещён рядом с книжным уголком;
• Важно, чтобы речевой уголок был безопасен, комфортен и эстетичен. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию содержащемуся в уголке;
• Игровой материал должен быть доступным для ребенка;
• Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж», обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Она может двигаться (с помощью взрослого или ребёнка, выполнять артикуляционную гимнастику, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности.
• Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности,
направлены на развитие (коррекцию) речи. Игровой и дидактический
материал заменяется или пополняется в уголке ежемесячно. Необходимо
разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое
оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего
развития ребенка и его саморазвития.
• В то же время не следует перегружать
уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Комплектование
игрового и дидактического материала в речевом уголке по темам занятий по
развитию речи, регулируется взрослым в соответствии с разделами
программы или решаемыми задачами.
• Оформление не должно носить выставочный характер. Игровой материал может быть систематизирован и помещён в коробки, папки, контейнеры, пластиковые боксы с легко снимающимися крышками и соответствующей маркировкой, и храниться в доступном для детей месте.