Елена Гапонова
Речевое развитие в подготовительной группе. «Путешествие с Царицей Грамматикой»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип занятия - специальное,
Основное содержание – формирование грамматически правильной речи.
На занятии запланирована работа по направлениям:
-по обучению грамматическим формам (морфологии,
-по словообразованию,
-по построению предложений (синтаксису).
Цель: формирование навыков грамматического строя речи.
Образовательные задачи:
- обобщать и систематизировать знания о диких животных наших лесов,
Публикация «Речевое развитие в подготовительной группе, „Путешествие с Царицей Грамматикой“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2012
- совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных множественного числа в родительном падеже, притяжательных прилагательных,
- упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе,
- совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений).
- развивать словесно-логическое мышление и произвольное внимание,
- стимулировать положительные эмоции детей.
Воспитательные задачи:
- воспитывать активность, инициативность, желание оказать помощь животным, бережное отношение к ним.
Ход занятия
1. Часть - Сюрпризный момент – вход Царицы Грамматики.
Цель: создание эмоционально-положительного фона.
- Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Очень к вам спешила. Я царица страны Грамматики.
- Вы не слышали о такой стране?
- Это страна правильной и грамотной речи. Я прихожу к тем ребятам, которые желают научиться, не просто говорить, а говорить правильно и грамотно. Предлагаю вам отправиться в путешествие по стране Грамматики.
2. Введение в занятие. Игра – «Волшебная палочка».
Цель: упражнять в образовании существительных множественного числа.
- Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне в кружок. У меня всегда с собой волшебная палочка. От ее прикосновения все увеличивается в количестве: был один стул, стало много стульев и т. д. Поиграем и убедимся в этом. Только правило такое: отвечает тот, кого я коснусь палочкой. Была одна лиса (стало много лис, медведь (стало много медведей, заяц (стало много зайцев, волк (стало много волков, белка (стало много белок).
(игра проводится до средины круга)
- С помощью волшебной палочки всё может и исчезать! Были волки (нет волков, были зайцы (нет зайцев) и т. д.
- Вы молодцы, ребята, старались не ошибаться и говорить слова правильно.
Пройдите и присядьте, пожалуйста, на стулья.
Часть 3 - основная часть занятия - Проблемная ситуация. Работа с компьютерной презентацией.
Цель:
-активизация мыслительной деятельности,
- образование притяжательных прилагательных,
- упражнение в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе,
- совершенствование синтаксической стороны речи, составление предложений.
- Ой, ребята, а это кто? (Винни-Пух)
- Винни - Пух, что случилось, почему ты так огорчен?
Слайд со звуком
Ох, ребята, не послушался я своего друга Пяточка. Говорил он мне: «Поспеши!» А теперь я не найду свою берлогу. Ой-ёй-ёй! Горе мне бедному! Уже зима давно настала. Есть мне нечего- все грибы, ягоды, корешки снегом замело. Запасов мы, медведи, как белки, не делаем. Все медведи в берлоге всю зиму лапу сосут, спят до весны, а я, наверно, … погибну.
В. – Ребята, возможно ли такое? Зима, идет снег, по лесным тропинкам гуляет медведь? (ответы детей)
В – Что же произошло? Почему ты не спишь, Винни-Пух?
Слайд со звуком
- Что-то произошло в лесу. Здесь всё перепуталось, всё перевернулось вверх дном. Чтобы найти дорогу в свою берлогу, я должен навести здесь порядок, но я совсем не понимаю что же нужно сделать. Может быть вы, ребята, мне поможете?
В. – Ребята, поможем Винни - Пуху?
- Но что нам нужно сделать, чтобы в лесу снова всё встало на свои места? (нужно помочь животным найти свои хвосты и жилища)
- Как это все произошло?
Игра «Чей хвост?»
- Ребята, я предполагаю, что проснулись утром животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Видимо ночью ветер оторвал хвосты и разнёс их по лесу. Пошли звери искать свои хвосты. Но хвосты спрятались в лесу.
Ребята, чтобы помочь лесным животным, нужно выполнить очень важное условие - правильно называть, где и чей хвост, строить верно и грамотно предложения. Задача не так проста, но я уверена, вы с этим справитесь.
- Помогу вам, ребята, как нужно правильно сказать - Вот на дереве, на сосне, висит серенький, маленький хвост зайца. Чей это хвост? (ответы детей). А правильно, ребята, хвост зайца? (Заячий). А теперь составим развернутый ответ (на дереве висит заячий хвост).
- Вот мы помогли зайке.
- Таким же образом поможем и другим животным___
- Ребята, благодаря тому, что вы выполнили условие, тем самым помогли всем животным найти свои хвосты.
-А теперь остается помочь животным найти свои жилища. Я уверена, что вы и с этим заданием достойно справитесь.
- Скажите, пожалуйста, где живет заяц? (под кустом). А теперь полный ответ (заяц живет под кустом).
- Теперь, Винни-Пух, в лесу порядок. Мы с тобой прощаемся. У тебя осталось совсем немного времени для отдыха. До свидания!
- А мы уточним, чье все это, и проверим себя. СЛАЙД
Вы внимательно следите за моей палочкой, она вас будет направлять и поможет правильно составить словосочетания.
Молодцы! Я вами довольна.
Часть 4 - Выход из занятия. Игра с волшебной палочкой.
Цель: образование новых слов.
- А мы вновь обратимся к моей волшебной палочке.
Приглашаю вас в кружок.
Я буду говорить вам слова, а вы из этих слов будете образовывать новые слова, с помощью которых вы расскажете о себе. Например, слово доброта – Как с помощью этого слова сказать о себе? (Я добрый.)
- Как приятно было общаться с такими замечательными ребятами! - Молодцы, ребята, спасибо за работу. Теперь я спокойна, вы и без моей палочки будете говорить правильно. Мне пора прощаться с вами. Я желаю вам добрых дел и добрых красивых слов!