ольга семерюк
Консультация «Речь ребенка — забота общая»
▼ Скачать + Заказать документы
Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. Мать начинает разговаривать с малышом еще до его появления на свет, что важно для будущего психического благополучия малыша. Мать разговаривает с ним тогда, когда малыш не в состоянии что-либо воспринять или понять, но мозг маленького человека обладает врожденной повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста.
Публикация «Консультация „Речь ребенка — забота общая“» размещена в разделах
К 6 месяцам под влиянием общения с взрослым у ребенка формируется лепет. Это как бы своеобразная артикуляционная гимнастика, которая развивает фонематический слух (различение звуков речи) : ааа-гуу, ба-ба-ба, да-да-да. Формирование понимания слов начинается во второй половине первого года жизни и продолжается в течение всей жизни человека. К концу первого года жизни в речи ребенка появляются первые упрощенные слова: ляля, биби, коко.
Малыш не сразу может произносить слова взрослого языка. На протяжении всего дошкольного возраста он осваивает правильное звукопроизношение и интонационные средства языка: темп, ритм, тембр, мелодику речи (вопросительную, утвердительную, восклицательную интонации, повышение и понижение голоса). Всеми этими сложными умениями ребенок овладевает в общении с взрослыми. Большое значение имеет целенаправленное, организуемое взрослым ознакомление детей со звучащим словом.
В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка : он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со смысловой и звуковой стороной речи (слово состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из них ударный и т. д.). В дальнейшем ребенок специально учится вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать их, анализировать слоговой и звуковой состав, «слышать» ударение.
Такой путь в овладении речью совершает каждый ребенок дошкольного возраста. Чтобы не было задержки в речевом развитии ребенка, взрослый должен своевременно приходить на помощь малышу и целенаправленно руководить развитием его речевой деятельности.
Правильная речь стимулирует общее и психическое развитие ребенка, формирует способность общения с окружающим миром. И обеспечивает хорошее восприятие материала в школе.