Татьяна Петренко
Ребёнок-социопат. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Социопатия — это расстройство личности.
Психологический словарь толкует социопатию как
• диссоциальное расстройство личности, (расстройство личности, проявляющееся устойчивым асоциальным поведением, отсутствием чувства вины и стыда, импульсивностью, агрессивностью и нарушением способности к поддержанию близких отношений).
• антисоциальное расстройство личности, проявляющееся в грубом несоответствии поведения человека принятым социальным нормам.
• Психические расстройства и расстройства поведения.
К характерным чертам социопатии относятся:
Публикация «Ребёнок-социопат, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
• равнодушие к переживаниям и чувствам других людей (социопат всегда производит впечатление бессердечного человека);
• грубое и стойкое пренебрежение к социальным правилам, принятым нормам и обязанностям;
• неспособность поддерживать взаимоотношением с людьми (но! социопат с легостью может завязать отношения с человеком);
• низкая способность сдерживать негативные эмоции, угнетение, отчаяние, агрессию, и порой – насилие;
• неспособность испытывать чувство вины: социопат не способен извлекать уроков из своего жизненного опыта, особенно – из наказаний;
• склонность находить объяснения своему поведению, поступкам, мыслям или обвинять окружающих, что неизбежно ведет к разногласиям и конфликтам с обществом.
Так же социопатия может характеризоваться постоянной раздражительностью.
Самой главной чертой социопата является низкая способность к взаимодействию с окружающими людьми, он не испытывает чувства привязанности ни к родителям, ни к друзьям.
Социопаты часто трактуют привязанности между людьми как взаимную манипуляцию. Обычные люди и вещи вызывают в таком человеке гнев, раздражение, или даже агрессию.
Социопату важны только свои собственные потребности и желания, он просто игнорирует чужие.
Социопаты не способны соблюдать социальные нормы, считают их бесполезными и обычно игнорируют их. Это не значит, что они неспособны усвоить социальные нормы и действовать по правилам общества: социопат способен некоторое время производить на окружающих благовидное впечатление, если видит в этом какую-то выгоду. Но он не испытывает потребности следовать им, да и просто присущая ему импульсивность не позволяет делать этого.
Существует два мнения относительно природы возникновения социопатии:
• первое – это нарушения на генетическом уровне и наследственность,
• второе – воздействие окружающей среды.
Чаще всего заболевание встречается у мужчин. Бывает детская социопатия.
Социопатия может встретиться в любом возрасте, начиная от малышей до подростков. В детском возрасте это расстройство может возникнуть вследствие неблагоприятных жизненных условий, негативного воздействия среды. Неправильное воспитание резко негативно может отразиться на психике и привести к развитию социопатии.
Прежде всего, такой ребенок не поддается «общим правилам» и у него свои понятия о том, что такое хорошо или плохо. Он может жестоко избить другого человека (чаще всего – ровесника) только потому, что тот отказал ему в чем-то или сделал что-то, ему не понравившееся, часто встречается и насилие над животными.
К сожалению, бить тревогу взрослые порой начинают довольно поздно – к примеру, когда ребенок или подросток уже совершил нечто ужасное. Случается, что тогда родители отказываются от своего чада, отправляют его куда-нибудь подальше или просто выгоняют из дома. А между тем, социопатические черты обычно проявляются еще в ранние годы.
Если вы заметили, что малыш ведет себя не совсем адекватно, к примеру, проявляет беспричинную агрессию, причем это выходит за рамки простых шалостей и капризов, то следует не успокаивать себя, ожидая, что с годами все исправится, а не мешкая обратиться к специалисту – детскому психиатру или психотерапевту.
Если же у ребенка обнаруживается явное психическое отклонение и он представляет опасность для других, то родителям предстоит решить – готовы ли они взять на себя ответственность за него и всю жизнь ограничивать контакты сына или дочери с окружающим миром, чтобы он не наносил вред другим живым существам. Или он будет находиться в специальном учреждении, где они смогут время от времени его навещать. Это нелегкий выбор, но не стоит винить себя в том, что произошло: социопатия, как правило, является врожденной.
Чтобы предотвратить развитие социопатической личности, родителям нужно помогать ребенку развивать социальный интеллект.
Эмоциональный интеллект проявляется в том, что человек умеет понимать эмоции окружающих людей, умеет им сочувствовать, оказывать эмоциональную поддержку. Благодаря этому, он становится людям приятен. Они видят, что ему можно доверить какие-то свои переживания, поскольку он поймет, не будет осмеивать, а наоборот, поможет, ни как ребенок социопат.
Социальный интеллект заключается в том, что человек способен планировать свое будущее, свои действия. И не просто планировать, а выражать их словами как для себя, так и для окружающих. Объяснить, зачем он что-то делает, каковы его намерения.
Человек, обладающий социальным интеллектом, умеет критически оценить себя, видит свои и чужие недостатки, может сказать о них не грубо, в лоб, а деликатно, проявляя свой эмоциональный интеллект.
К сожалению, эти тонкие душевные качества сейчас слабо развиты у детей. Наблюдается феномен, который получил в психиатрии название «алекситимия». Это невозможность выразить словами свои желания, действия, планы.
Несколько рекомендаций по воспитанию :
• Поддерживайте и развивайте в ребенке позитивное настроение по отношению к окружающему миру и людям. Если ребенку будет плохо. Он не сможет думать хорошо о других.
• Возьмите себе за правило в конце дня подводить итоги. Если у ребенка был насыщенный эмоциональный день, ему надо освободиться от негативной энергии посредством задушевной беседы, может музыки, каких-то активных игр.
• Познакомьте ребенка с разнообразием эмоций, пусть он научится распознавать и описывать их в себе и других. Пусть он одинаково относится к отрицательным и положительным проявлениям. Без тех и других наша жизнь невозможна.
• Литература и музыка играют особую роль. Надо учить понимать музыкальные произведения, описывать настроение, которое вызывает та или иная музыка, рассказывать, какие образы и картины всплывают в воображении при ее прослушивании. Чем сложнее произведение, тем сложнее бывает произвести анализ чувств, заложенных в музыке. При прочтении сказки, рассказа надо анализировать действия и характеры героев, как бы ребёнок повёл себя в данной ситуации.
• Практикуйте активный образ жизни у ребенка, пусть он занимается физкультурой и спортом. У таких детей интеллектуальные способности гораздо выше.
• В дошкольном возрасте обучение музыке, спортивные, художественные и прочие занятия проходят в игровой форме, но там все равно надо стараться добиться от ребенка каких-либо реальных успехов, а не просто хвалить его за то, что он появился на занятиях. При этом любые, даже самые маленькие, успехи непременно должны поощряться, потому что достижение чего-то нового должно идти через признание успеха и выработки умения справляться с неуспехом. Ребенку надо объяснять, что неуспех – это естественное явление, что он бывает у любого человека, и, столкнувшись с неудачей, нельзя опускать руки.
• С уровнем мышления, прежде всего, связана координация движения и мелкая моторика. Используйте любой комплекс пальчиковой гимнастики.
К счастью, во многих случаях социопатическое поведение поддается коррекции. Эксперты советуют направлять разрушительную энергию такого ребенка в «правильное» русло. Из маленького социопата может вырасти выдающийся спортсмен, художник, музыкант.
Реализовавшись в своей сфере деятельности, он перестанет направлять агрессию на окружающих людей и сможет более-менее адаптироваться к обществу, в котором живет, хотя, возможно, полностью адекватным никогда уже не станет.