Папки-передвижки

Ребенок в системе «детский сад-семья»

Ирина Сухорукова
Ребенок в системе «детский сад-семья»
▼ Скачать +Заказ

Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов. На протяжении многих лет ведется полемика, кто играет большую роль в социализации, воспитании и обучении дошкольника: семья или детский сад? Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.

Публикация «Ребенок в системе „детский сад-семья“» размещена в разделах

В связи с этим в настоящее время заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольных учреждений к работе с семьей. Масштабные преобразования в обществе, сложные социально-экономические и экологические условия современности диктуют необходимость поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Согласно Концепции модернизации российского образования, семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с различными представителями, в т. ч. с семьёй как социальным институтом.

В связи с объективной потребностью практики в новых методиках и технологиях сотрудничества с родителями ученые разработали методику обновления содержания социализации дошкольников, обеспечивающую преемственность в использовании воспитательных приемов семьи и детского сада (В. И. Сметанина, 2002); методику включения родителей в планирование образовательного процесса (О. В. Солодянкина, 2002); технологию развития воспитательного потенциала семьи — «семейный театр в детском саду» (Н. В. Додокина, 2006).

Как показывает анализ современных исследований, установление партнерских отношений между детским садом и семьей возможно при поэтапном построении взаимодействия и создании особой формы общения между родителями и воспитателями детского сада.

Таким образом, одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.

Разработка системы эффективного взаимодействия семьи и педагогов дошкольного образования не представляется возможным без типологического анализа преимуществ и недостатков современной ситуации. Данные анализа приведены ниже.

Сравнение общественного и семейного воспитания

Детский сад. Недостатки:

Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность.

Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком.

Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста.

Семья. Преимущества

Сравнительно мягкие отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений.

Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка. Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов.

Детский сад. Преимущества.

Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий

Целенаправленный характер воспитания и обучения детей.

Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей. Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников.

Семья. Недостатки.

Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы.

Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания.

Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка.

Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания.

Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.

Таким образом, одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.

Литература

1. Семья и личность / Под ред. профессора Е. И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2003

2. Сметанина В. И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада / А. А. Григорьева, В. И. Cметанина. М. : Аcademia, 2003.

3. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: методическое пособие. / М: АРКТИ, 2006.

Публикации по теме:

Семья и детский сад едины. Из опыта работы на сайте МAAMСемья и детский сад едины. Из опыта работы на сайте МAAM Уважаемые гости моей страницы, дорогие друзья! Думаю, что все согласятся со мной - работа с семьями воспитанников была и остаётся одной.

Взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «Семья — детский сад»Взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «Семья — детский сад» Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. А. С. Макаренко.

«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными слагаемыми способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе «Что такое семья?»Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе «Что такое семья?» Программное содержание: систематизировать представления детей о семье, родственных отношениях, упражнять в подборе определений к существительному,.

Консультация для родителей «Ребенок идет в детский сад»Консультация для родителей «Ребенок идет в детский сад» Начало посещения детского сада- возможный стресс для малыша. Ребенок должен привыкнуть к отсутствию мамы в течении дня, к необходимости.

Организация сюжетно-ролевых игр «Семья», «Детский сад», «Магазин»Организация сюжетно-ролевых игр «Семья», «Детский сад», «Магазин» Эти сюжетно-ролевые игры наиболее близкие детям по сюжету и игровым действиям - с этими ситуациями они сталкиваются в жизни каждый день.

Презентация «Детский сад — одна семья, будем вместе: ты и я»Презентация «Детский сад — одна семья, будем вместе: ты и я» Наш любимый детский сад! Он всегда нам очень рад! Утром весело встречает, Всех на завтрак приглашает, На прогулку нас ведёт, И танцует,.

Конспект родительского собрания «Семья и детский сад — сотрудничество и партнёрство» Добрый день, уважаемые родители. Большое спасибо, что нашли время для нашей встречи. Детский сад и семья – это два социальных института,.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС»Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС» Творческая мастерская: «Шаг в мир детской игры» Воспитатель : Курзова Ольга Михайловна Учитель-дефектолог : Виноградова Елена Брониславовна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ребенок в системе «детский сад-семья»
Опубликовано: 14 марта 2022 в 20:12
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ребенок в системе «детский сад-семья»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Сухорукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД