Ирина Сухорукова
Ребенок в системе «детский сад-семья»
▼ Скачать +Заказ
Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов. На протяжении многих лет ведется полемика, кто играет большую роль в социализации, воспитании и обучении дошкольника: семья или детский сад? Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.
Публикация «Ребенок в системе „детский сад-семья“» размещена в разделах
В связи с этим в настоящее время заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольных учреждений к работе с семьей. Масштабные преобразования в обществе, сложные социально-экономические и экологические условия современности диктуют необходимость поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Согласно Концепции модернизации российского образования, семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с различными представителями, в т. ч. с семьёй как социальным институтом.
В связи с объективной потребностью практики в новых методиках и технологиях сотрудничества с родителями ученые разработали методику обновления содержания социализации дошкольников, обеспечивающую преемственность в использовании воспитательных приемов семьи и детского сада (В. И. Сметанина, 2002); методику включения родителей в планирование образовательного процесса (О. В. Солодянкина, 2002); технологию развития воспитательного потенциала семьи — «семейный театр в детском саду» (Н. В. Додокина, 2006).
Как показывает анализ современных исследований, установление партнерских отношений между детским садом и семьей возможно при поэтапном построении взаимодействия и создании особой формы общения между родителями и воспитателями детского сада.
Таким образом, одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.
Разработка системы эффективного взаимодействия семьи и педагогов дошкольного образования не представляется возможным без типологического анализа преимуществ и недостатков современной ситуации. Данные анализа приведены ниже.
Сравнение общественного и семейного воспитания
Детский сад. Недостатки:
Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность.
Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком.
Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста.
Семья. Преимущества
Сравнительно мягкие отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений.
Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка. Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов.
Детский сад. Преимущества.
Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий
Целенаправленный характер воспитания и обучения детей.
Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей. Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников.
Семья. Недостатки.
Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы.
Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания.
Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка.
Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания.
Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.
Таким образом, одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.
Литература
1. Семья и личность / Под ред. профессора Е. И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2003
2. Сметанина В. И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада / А. А. Григорьева, В. И. Cметанина. М. : Аcademia, 2003.
3. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: методическое пособие. / М: АРКТИ, 2006.