Брюханова Татьяна Геннадьевна
Консультация «Ребенок солгал»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок солгал…
Ложь требует больших умственных усилий, чем правда, а потому дети сначала не лгут. Однако между двумя и тремя годами происходит стремительное развитие мозга ребенка, его способность к познанию переходит на иную ступень, и в какой – то момент его осеняет, что мама не может знать то, что произошло в ее отсутствие.
Поскольку ребенок маленький, его не стоит пугать и наказывать. Сначала следует просто рассказать о том, что такое правда и ложь. Важно спросить у ребенка, почему он солгал. Скорее всего, под ложью скрывается либо страх, либо какое – то желание.
Причины лжи
Публикация «Консультация „Ребенок солгал“» размещена в разделах
Широко распространена ложь в связи со сломанными игрушками. Если ребенка наказывать за то, что он поломал игрушку, он все равно будет ее разбирать и играть с ней, так как ему нравится, только ему придется научиться обманывать.
Весьма часто сами взрослые обучают лгать младшего члена семьи. Если между родителями нет согласия, то ребенок, наговаривая маме на папу (или наоборот, может получать бонусы от каждого, причем обманывая обоих.
Еще одна типичная ошибка состоит в том, что когда ребенок просит купить ему нечто, взрослый, считая это ненужным, ссылается на отсутствие денег. Малыш быстро усваивает, что это неправда и есть виды лжи, которые разрешены в их семье.
Часто дети лгут потому, что после этого родители обращают на них внимание.
Дошкольник легко может спутать реальность и вымысел. Именно поэтому маленьких детей нельзя использовать как свидетелей в суде.
Безусловно, для профилактики лжи полезно совместное чтение книг о разных ситуациях, связанных с обманом, и их обсуждение. Каждый в детстве слышал сказку о том, как мальчик звал на помощь, крича, что на него напал волк. Однако далеко не всегда на ребенка воздействует эта поучительная история – зачастую он перестает только ложно просить ему помочь, но не прекращает обманывать. Поэтому важно обсудить с ним разные аспекты этого явления.
Накладывая жесткие ограничения на ложь и не предлагая ничего взамен, взрослый одновременно учит ребенка обходить преграды. Чтобы не создавать условия для лжи, требования взрослого должны быть тактичными и логичными.
Стоит иметь в виду и другую сторону требования – говорить правду. Обучение ребенка этому весьма скоро приводит к тому, что он сообщает взрослому обо всех происходящих вокруг него фактах несправедливости, т. е. начинает ябедничать.
Ябедничество – это не просто сообщение правды, но и подспудное желание похвалы взрослого за поступок и наказания виновного. Оно несет нечто большее, чем просто информацию, которую передает ребенок. За ней всегда скрывается некоторое желание.
Если мы разделяем ценности человека и уважаем его, то не можем врать. Также поступает и ребенок. Чем больше он доверяет взрослым, тем меньше вероятность, что он солжет. Но если взрослый не реагирует на просьбы, первую ложь, ребенок только будет совершенствоваться в своем «умении».
Условие, препятствующее закреплению такого поведения – повышение доверия между родителем и ребенком. При этом взрослому важно вести себя по отношению к малышу тактично, уважительно и максимально честно. Обучая быть правдивым, родитель должен сам следовать этому правилу.
Терпения, любви и взаимопонимания!