ольга шувайкина
Ребенок после самоизоляции
▼ Скачать + Заказать документы
Детские сады открылись, дети возвращаются из семей в группы, и этот процесс продлится как минимум до конца сентября. Дома они выспались, отдохнули, насытились близостью родителей, любимыми играми, и вернуться в режим детского сада для них непросто.
Когда дети возвращаются в детский сад после длительного перерыва, сложности могут возникнуть даже у самых благополучных из них. Воспитанникам приходится заново осваивать режим, восстанавливать прежние контакты, учиться обходиться без родителей. Чтобы подготовиться ко всем вариантам возможных трудностей у дошкольников, ознакомьтесь с их перечнем. Они условно подразделяются на четыре группы: эмоциональные, когнитивные, мотивационные и поведенческие. Прочитайте о правиле трех «п» и ориентируйтесь на него, чтобы помочь воспитанникам вернуться в нормальный режим.
Публикация «Ребенок после самоизоляции» размещена в разделах
Эмоциональные сложности после самоизоляции
Педагогам следует подготовиться к тому, что у детей может активизироваться тревожность и усилиться лабильность эмоций. Также есть риск, что они столкнутся с прямой и косвенной агрессией в детском коллективе.
Тревожность. Тревожность у детей предполагает страх перед тем плохим, что может произойти. Это могут быть «взрослые» тревоги: «я или родители можем заболеть», «папу уволят», «нечего будет есть». И «детские» : «мама не заберет из садика», «потеряю игрушку», «воспитатель будет ругаться». Опредмеченная, конкретизированная тревожность становится страхом. После самоизоляции у детей могут активизироваться страхи перед врачами, болезнями, а также типичные возрастные, то есть темноты, животных, мистические страхи – привидений, чудищ.
Лабильность эмоций. Эмоциональная лабильность усиливается, когда человек находится в стрессе, а, когда ребенок возвращается в детский сад, он испытывает стресс. Дошкольнику нужно быстро приспособиться к новым условиям – перемене обстановки, росту количества контактов – и это факторы стресса. Лабильность эмоций проявляется в их неустойчивости. У ребенка могут быть скачки настроения, быстрые его смены, легкий переход от хорошего настроения к дурному. Педагоги могут столкнуться с быстрыми колебаниями настроения в группе, легкостью возникновения конфликтов и ситуаций, которые требуют вмешательства взрослых.
Агрессия, готовность к агрессивному реагированию. Агрессия у детей возможна в прямой и косвенной формах – например, когда ребенок бьет сверстника или рвет его поделку. Также она может проявиться в виде повышенной раздражительности. В нашем случае агрессия – это реакция на фрустрацию, неудовлетворение потребности, препятствия на пути к желаемому. Возвращение в сад, даже очень любимый, сопряжено с фрустрациями. Для детей это ужесточение режима, шум, отсутствие родителей и привычного домашнего окружения в непосредственной близости, воспитательные воздействия работников детского сада, стычки с другими дошкольниками. Агрессия особенно вероятна, если родители ребенка эмоционально неблагополучны или асоциальны. Тогда ребенок в семье играет роль «канализации» для агрессии: в него «сливают» всю агрессию и недовольство, на нем срывают зло. Другой вариант, когда агрессия возможна – ситуация, когда семья жестко соблюдала режим самоизоляции, находилась в замкнутом пространстве с минимумом контактов и разнообразия, из-за чего столкнулась с так называемым «экспедиционным бешенством». Его суть – в том, что в слишком маленьких сообществах, к которым относится семья, агрессия не находит выхода и направляется на ближайший круг общения.