Марина Провозен
Реализация технологии «Детское портфолио» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 38
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА г. НИКОЛЬСКОЕ»
Реализация технологии «детское портфолио»
во второй младшей группе «Фиалка»
Воспитатель Провозен М. Е.
2019 г.
«Основной смысл портфолио – показать всё,
на что способен ребёнок»
Новикова Т. Г.
Публикация «Реализация технологии „Детское портфолио“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Актуальность использования в практике работы с детьми технологии детского портфолио переоценить трудно. Реализация стандарта дошкольного образования и современная социокультурная ситуация стимулируют нас к поиску новых форм, методов работы с детьми, родителями и, конечно, технологий. Всё чаще мы слышим о таких понятиях как «качество дошкольного образования» и «индивидуальные образовательные достижения».
На наш взгляд именно технология детского портфолио позволяет увидеть и оценить эти индивидуальные достижения всем участникам образовательных отношений – родителям, педагогам и в первую очередь самому ребёнку при условии, что она будет реализовываться системно со второй младшей группы до выпуска ребенка из детского сада.
Цель технологии детского портфолио – создать условия для открытия ребенком своего образа «Я» и видения его родителями в динамике роста и развития ребенка.
Задачи:
1. Формировать у ребенка образ своего «Я», его позитивной самооценки, формирование адекватности самооценки себя и детей группы в старшем дошкольном возрасте и развитие саморефлексии и взаиморефлексии для достижения ситуации успеха, способствовать позитивной социализации ребенка и активизации его ресурсов саморазвития.
2. Мотивировать родителей на системный мониторинг динамики развития своего ребенка, развивать у них умение стимулировать ребенка на достижение ситуации успеха и поддерживать его в ситуации неуспеха.
3. Активизация позитивного взаимодействия «ребенок – родитель», включения родителей в жизнь группы и в процесс воспитания и развития ребенка вместе с педагогами, саморефлексии в этих вопросах
4. Создать условия для позитивного и более эффективного взаимодействия «родитель – педагог».
Функции данной технологии :
• мотивировать к позитивному и эффективному взаимодействию родителей – ребенка – педагога, на достижение ситуации успеха (мотивационная,
• охватывать разнообразное образовательное содержание и различные виды детской деятельности, стороны развития личности ребенка (содержательная,
• использовать огромный развивающий потенциал технологии (развивающая,
• уметь самому и учить ребёнка, родителей видеть цель (для чего ему нужно портфолио) и стремиться к её достижению (целеполагающая,
• портфолио показывает ребёнка не только в группе сверстников в детском саду, но и за его пределами (в бассейне, на танцах, с родственниками, тем самым способствует его успешной социализации, взаиморефлексия при его просмотре в группе поднимает его самооценку и социальный статус (социообразующая,
• портфолио нужно для того, чтобы посторонний взрослый (учитель, психолог) смог составить представление о ребёнке, его семье, о том, как он развивался в дошкольном детстве, а так же и сами родители видели динамику его развития (диагностическая,
• иметь сегодня портфолио – это престижно (рейтинговая).
Для успешной работы в технологии детского портфолио нужно соблюдать ряд условий - принципов:
– добровольность, ни в коем случае мы не должны принуждать родителей и ребёнка к работе над портфолио, а только ненавязчиво рекламировать его очевидные плюсы и ожидаемые эффекты, ребёнок должен чётко осознавать, зачем ему портфолио;
- единообразие – разнообразие, т. е. при единстве рекомендованной формы, не бывает двух одинаковых портфолио, как не бывает двух одинаковых детей, каждое портфолио индивидуально и может,по желанию детей и родителей, отличаться от других оформлением, названиями и количеством рубрик и конечно содержанием;
- системность, т. е. работа над детским портфолио обязательно ведётся в системе, недопустимо красиво оформить обложку и убрать на шкаф, забыв про него, с другой стороны, на наш взгляд, нельзя и определить, как часто портфолио будет пополняться (1 раз в неделю, в месяц или в квартал, всё зависит от ситуации;
- внешняя привлекательность для ребенка, портфолио дошкольника должно быть красочным и ярким.
- доступность, портфолио не должны находиться в приёмной на кабинках или в шкафу воспитателя, они должны быть в доступном для детей месте, для того, чтобы в любой момент ребёнок мог еще раз пережить приятные моменты собственных достижений, успехов с опорой на материальные объекты: грамоты, сертификаты, рисунки, фотографии.
Практика работы выявила типичные ошибки педагогов при работе с детским портфолио :
• нарушение принципа добровольности: работа над портфолио ведётся вместе с ребёнком, материалы отбираются с учётом его мнения;
• перенасыщение материалами и документами: папка «личных достижений» превращается в «зачётную книжку»;
• превращение портфолио в накопительную папку рисунков, аппликаций и т. д. ;
• изоляция ребёнка от работы с портфолио; нельзя забывать о том, что ребёнок – активный участник формирования своего портфолио, а воспитатель отвечает за сбор и систематизацию материалов;
• хранение портфолио в недоступном для детей месте;
• перенасыщение текстом; мы знаем, что дошкольники еще не умеют читать или читают плохо, поэтому оптимальное соотношение текста и визуальных объектов (рисунков, фотографий) 20 на 80, то есть 20 % - текста, а 80% всего остального;
• портфолио – это не законченный документ, с которым уже не надо работать: мы стремимся к соблюдению принципа преемственности между детским садом и начальной школой, школа как преемник дошкольного уровня должна подхватить достижения дошкольника и продолжать развивать накопленный им потенциал; портфолио дошкольника – портфолио школьника.
Как же запускается технология детского портфолио?
Начинается всё с мотивации к работе над портфолио, осознание ребенком и взрослыми, зачем оно нужно; затем определяется срок работы над портфолио (как правило, до выпускного бала); вместе с ребёнком и родителями намечается структура портфолио, которая, обычно, меняется в процессе работы (появляются новые рубрики и т. д.).
Два последних шага (определение критериев, способов оценивания и того, как будет презентоваться детское портфолио) необходимы для того, чтобы данная работа стала именно технологией.
Алгоритм запуска и длительного функционирования технологии детского портфолио :
1 шаг – мотивация к работе над портфолио, осознание ребенком, зачем ему портфолио;
2 шаг – определение времени работы над портфолио (как правило, до выпускного бала);
3 шаг – определение структуры портфолио вместе с ребёнком и родителями, его дизайна;
4 шаг – первичное оформление портфолио родителями с малышом во второй младшей группе;
5 шаг – переход к системному ведению портфолио родителями с ребенком до 5 лет, возможное изменение дизайна и дополнение его структуры;
6 шаг – самостоятельное ведение ребенком после 5 лет своего портфолио, его периодическая презентация своим сверстникам на утреннем или вечернем круге.
Мы предложили родителям нашей второй младшей группы на выбор следующие примерные рубрики для ребенка 3-4 лет:
• «Здравствуйте, это наш малыш!» (фото ребенка на сегодняшний день, портрет, нарисованный родителями)
• «Как он рос?» (фото от рождения до 3 лет, коллаж)
• «Что в имени звучит его?» (Что означает имя нашего ребенка? Кто, его придумал? Были ли другие имена, какие? Как зовете его еще)
• «Какой он наш малыш?» (характер, привычки, что вас радует в нем, а что тревожит, в чем он на нас похож, что он любит, что не любит, от чего радуется или огорчается, смеется и плачет, грустит, о чем мечтает)
• «Знакомьтесь – это наша семья!» (фото, рисунок семьи, нарисованный родителями, краткий рассказ о семье, в которой растет малыш)
• «Дом нашего малыша» (фото, рассказ о доме, о том, что есть в нем для ребенка)
• «Наши семейные хобби, традиции, путешествия»
• «Веселые истории из жизни моего малыша»
• «Веселые словечки и высказывания моего малыша»
• «Мой малыш уже умеет!» (достижения)
• «Творим вместе» (фото совместных творческих работ)
• «Наш малыш, мы и детский сад» (участие в выставках, проектах, праздниках)
• «Каким я вижу его в пять лет, в семь лет или через много лет?» (письмо «в будущее» для моего малыша)
Итак, детское портфолио – это :
• технология, обеспечивающая личностно-ориентированный подход воспитания и образования детей;
• способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определённый период развития ребёнка;
• коллекция работ ребёнка, которая демонстрирует его усилия, прогресс, личные достижения, возможность для ребёнка ещё раз пережить моменты успеха;
• инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребёнка, способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания траектории развития;
• форма работы с детьми;
• форма работы с семьё й:
• просто радость общения и минутки гордости!