Алина Манакова
Реализация словотворчества у старших дошкольников в проектно-опытной деятельности ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература и фольклорные произведения являются одними из наиболее важными источниками развития речевого творчества. Обладая значительной жизнеспособностью, они реализует потребность в словотворчестве, поэтому в качестве литературного материала для исследования проблемы речевого творчества в старшем дошкольном возрасте мною были использованы сказки, прежде всего волшебные. Понимая, что формирование самостоятельности в речевом творчестве старших дошкольников на основе знакомства с волшебными сказками стало целью моего исследования, был создан проект «В мире авторской волшебной сказки». В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Многие исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.
Публикация «Реализация словотворчества у старших дошкольников в проектно-опытной деятельности ДОУ» размещена в разделах
Будучи автором монографического исследования сказок народов манде (Западной Африки, филологом, членом Союза писателей России, мною был написан ряд волшебных сказок. В своем исследовательском проекте, я предположила, что основу способности к сочинению сказок в старшем дошкольном возрасте составляет взаимосвязь компонентов, что будет являться структурой способности к словотворчеству : придумывание сказки как умение ребенка отличить сказку как жанр от других жанров, почувствовать особенности ее стиля, языка, а также знание ее композиционного состава (построения) и видов (классификация по признакам); развитая наблюдательность и память на образы сказок (персонажей, сюжетику); связная выразительная речь, ее грамматическая оформленность и необходимый для сочинения сказок словарный запас, склонность к театрализации, к умению брать на себя роли при разыгрывании сценок, спектаклей по мотивам народных и авторских сказок, а также наличие оригинальной фантазии, склонность к выдумкам, как незаменимого условия при придумывании сказок, а также иллюстрирование материала. Педагогическими условиями формирования способности к словотворчеству в реализации педагогического исследовательского проекта стали благоприятные среда, способствующая словесному творчеству; активизация различных творческих проявлений в области слова у детей, совершенствования навыков выразительного чтения и рассказывания по воображению, а также программы по формированию способности к словотворчеству. В исследованиях отечественных ученых в области педагогики, подчеркивается, что дошкольный возраст - это период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение, становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь. При этом, полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно-этическом, художественно-эстетическом развитии детей, проявляет способность к словотворчеству.
Ценность процесса сочинительства сказки ребенком - в его субъективной новизне, поскольку ребенок сам придумывает сказку, своими словами, на основе своего замысла начинает осознавать свою способность к сочинительству, несмотря на оперирование знакомыми сюжетами и персонажами. На примере авторской сказки «Король и отважный рыцарь», мы сможем проследить комбинирование и заимствование сюжета, которые, на мой взгляд, говорят о хорошей памяти на образы сказок и аналитическом свойстве ума ребенка, благодаря которым у него развивается способность к нахождению индивидуальности в области словотворчества.
«Король и отважный рыцарь»
«Много королевских замков было по всему миру, но эта сказка о том, как верность королю может не только оберегать мир, но и может воссоздать новое королевство!
Однажды король величественного и солнечного королевства поручил отважному рыцарю спасти его королевство от нашествия дракона - чудища, который каждый год сжигал его до тла. Отважный рыцарь немедленно принялся исполнять поручение солнечного короля. Он оседлал своего верного черногривого коня и отправился на войну с коварным драконом. Сколько времени он ехал на схватку с драконом - мы не знаем, только однажды весной, когда король потерял всю надежду увидеть своего отважного воина, тот явился к нему с окровавленной драконьей головой!
Король был в восторге! Ничего теперь не угрожало его королевству!
В благодарность за смелость и преданность, солнечный король даровал отважному рыцарю огромный надел земли, приказав ему построить новое королевство, во главе которого должен стать он - отважный рыцарь.
Много лет отважный король - рыцарь защищал не только короля и свое королевство, но и множество других государств.
Он прославил преданность и смелость на все века и на множество народов!» [1].
При сочинительстве сказки стало важным умение ребенка различать сказочный вымысел и правду жизни, способность к критическому отношению к собственному сочинению. Поэтому, помощь со стороны педагога в этом развивающем и увлекательном процессе, была крайне необходима. Педагогический проект по реализации словотворческой способности у старших дошкольников показал большой интерес к волшебным сказкам, осмысленному их восприятию, но отсутствие литературного и жизненного опыта ограничило творческие и речевые возможности детей, которые не всегда смогли самостоятельно создать новую линию повествования в соответствии с особенностями жанра сказки.
Таким образом, проект показал необходимость специальной работы по развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства с современными волшебными сказками, их анализа.
Литература:
1. Святослав Кирилюк,6 лет (2014 г., РФ, г. Краснодар)