Юлия Брухаль
Реализация системы мероприятий по воспитанию доброжелательных отношений дошкольников с ОВЗ со сверстниками
Реализация системы мероприятий по воспитанию доброжелательных отношений дошкольников с ОВЗ со сверстниками
В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития, что проявляется у дошкольников в эмоциональной неустойчивости, тревожности, замкнутости, гипервозбудимости и значительно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Детям с ограниченными возможностями здоровья особенно тяжело построить отношения в коллективе. У большей части таких воспитанников нарушена мотивация общения, они склонны к повышенной утомляемости, вспыльчивы, эгоистичны, замкнуты, несамостоятельны в поведении. Многие не способны к эмпатии, слабо дифференцируют свои и эмоциональные состояния других людей в различных ситуациях, не контролируют собственные эмоции. У некоторых детей напротив наблюдается низкая самооценка, неуверенность, зажатость, негативное восприятие себя со стороны окружающих, психоэмоциональное напряжение.
Публикация «Реализация системы мероприятий по воспитанию доброжелательных отношений дошкольников с ОВЗ со сверстниками» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Для устранения подобных проблем поведения детей и решения задач развития социально-коммуникативных навыков дошкольников необходимо объединить усилия семьи и образовательного учреждения. Такая организованная работа педагогов и родителей обогащает эмоциональный опыт детей, смягчает или даже полностью устраняет недостатки в общении дошкольников. Также в этой работе принимает участие педагог-психолог. Он изучает среду группы с целью организации благоприятных условий для развития ребенка, проводит диагностику особенностей личностной, когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер ребенка с ОВЗ, при необходимости организует психокоррекционную работу в тесном сотрудничество в воспитателями и родителями воспитанников.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников, становление их социальных компетенций происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Коммуникативные игры позволяют успешно решить проблемы в общении дошкольников с ОВЗ. Общение является важным элементом коммуникативной игры. В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.
Данная разработка универсальна, ее можно использовать для детей любой возрастной группы.
Целью данной разработки является развитие социального опыта дошкольников через коммуникативные игры.
В ходе реализации разработки будут решены следующие задачи:
• Обучать детей навыкам эмпатийности (определению эмоций окружающих людей, приемам самоконтроля поведения.
• Познакомить детей с эффективными способами снятия напряжения и тревоги и приемами выхода из конфликтных ситуаций.
• Развивать у детей коммуникативные навыки, способствующие сближению детей в группе, сплочению детского коллектива.
• Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
• Повысить компетентность родителей в вопросах развития социально-коммуникативных навыков дошкольников.
Этапы работы:
Подготовительный этап начинается в августе. Педагог проводит педагогическое наблюдение, в ходе которого выявляет проблемы в поведении детей. Составляет план работы. Также на первом этапе работы создается картотека коммуникативных игр, способствующих формированию доброжелательных отношений между детьми. Картотека включает подборку коммуникативных игр следующих блоков:
игры на развитие умения решать конфликтные ситуации
игры на основе нервно-мышечной релаксации
игры на преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт
игры на развитие внимания и интереса к партнеру
игры на развитие взаимодействия в коллективе
Основной этап проходит в период сентябрь – апрель и включает серию специально организованных мероприятий :
• специально организованные тематические занятия, состоящие из серии коммуникативных игр ( 2 раза в неделю: в начале и в конце). Игры могут повторяться до полного усвоения, в месяц осваивается не более 3 игр;
• наблюдение за воспитанниками в ходе деятельности и общения с целью выявления индивидуальных особенностей детей в общении, при установлении взаимоотношений со сверстниками;
• утренний и вечерний круг (этические беседы);
• просмотр и обсуждение мультфильмов, театральных постановок, чтение художественной литературы;
• рассматривание тематических альбомов и иллюстраций;
• изобразительная деятельность (отражение впечатлений, проявление личного отношения к ситуациям).
С родителями в процессе реализации основного этапа проводятся следующие мероприятия :
• Беседы и консультации «Воспитание как основа благополучного будущего ребенка» «Как правильно научить ребенка общаться»; «Застенчивый ребенок»; «Как вести себя с агрессивным ребенком»
• Тренинги на темы: «Замкнутый ребёнок, почему он такой?»; «Роль коммуникативных игр для дошкольников», «Счастливы вместе».
• Индивидуальное консультирование педагога –психолога (по запросу).
Третий, завершающий этап проходит в мае.
В процессе реализации третьего этапа проводятся следующие мероприятия :
• Беседа с родителями с целью выявления изменений произошедших в поведении дошкольников
• Сопоставление результатов, анализ работы и выявление эффективности данного проекта.
• Итоговое родительское собрание «Вместе весело играть».
• Опросник для родителей по коммуникативной компетенции детей.
• Итоговое наблюдение за детьми и сопоставление результатов.
Предполагаемые результаты:
дети владеют приемами самоконтроля, умеют определить собственное эмоциональное состояние и окружающих людей;
дети используют приемы снятия напряжения и тревоги и приемы выхода из конфликтных ситуаций
у детей сформировано доброжелательное отношение к себе и окружающим; сплочен детский коллектив;
у детей и их родителей формированы основные навыки общения с окружающими, родители умеют разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения с ребёнком;
усиливается роль семьи в воспитании детей.