МААМ-картинки

Реализация башкирского регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Гульсира Харасова
Реализация башкирского регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Реализация башкирского регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования

«Человеку важно знать свои корни-

отдельному человеку, семье, народу-

тогда и воздух, которым мы дышим,

будет целебен и вкусен,

дороже будет взрастившая нас земля

и легче будет почувствовать

назначение и смысл человеческой жизни…»

К. Кулиев

Публикация «Реализация башкирского регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования» размещена в разделах

В ситуации демократизации общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Содержание образования в многонациональном Российском государстве должно обеспечить личности возможность самоидентифицироваться как представителю того или иного этноса, создать условия для вступления личности в равноправный диалог с представителями других культур, приобщить к ценностям мировой культуры, поскольку понять и принять других может лишь тот, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края.

В условиях интенсивной модернизации дошкольного образования это становится возможным благодаря ФГОС ДО, который регламентирует воспитательно-образовательный процесс введением основной общеобразовательной программы дошкольного образования, имеющей в своей структуре региональный компонент. Таким образом, актуальность поставленного вопроса обусловлена тем, что содержание регионального компонента призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира. Однако практический опыт взаимодействия с дошкольниками позволяет сформулировать противоречие между необходимостью приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и отсутствием систематизированного, соответствующего образовательным потребностям старших дошкольников и требованиям ФГОС ДО методического и дидактического обеспечения. Разрешение имеющегося противоречения мы видим в организации образовательного процесса этнокультурного воспитания старших дошкольников средствами авторской программы дополнительного образования «Курай».

Обоснованием для внедрения программы «Курай» в образовательный процесс СП детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Украинка - является принцип этнического преимущества, так как, Большечерниговский район является местом наиболее древнего и компактного проживания башкир на территории Самарской области. Башкирские переселенцы появились здесь более 200 лет назад и составляют на сегодняшний день около 10 % от общего населения района. В селе Украинка их около 50%.

Соответственно, целью программы «Курай» является создание условий для целостного развития ребёнка старшего дошкольного возраста в рамках ознакомления с культурой башкирского народа через различные виды детской деятельности, способствующие воспитанию нравственно- здоровых людей, любящих свою Родину и ответственных за её будущее.

Программа «Курай» предполагает использование группой формы организации детской деятельности, что позволяет параллельно решать и задачи обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования СП детский сад «Солнышко»ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Украинка :

1. ОО «Социально-коммуникативное развитие» : познакомить с башкирскими дидактическими и подвижными играми; воспитывать интерес и уважение к традициям, истории и культуре башкирского народа.

2. ОО «Физическое развитие» : развивать двигательные навыки старших дошкольников, сформировать навыки выполнения основных видов движений средствами подвижных игр башкирского народа. Развивать мелкую моторику рук.

3. ОО «Художественно-эстетическое развитие» : сформировать предпосылки ценностного восприятия смысла национальных – башкирских- произведений искусств (произведений художественной литературы и фольклора, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства.

4. ОО «Речевое развитие» : пополнить пассивный и актуализировать активный словарный запас башкирской лексикой.

5. ОО «Познавательное развитие» : познакомить детей старшего дошкольного возраста с культурой башкирского народа.

Структура образовательного раздела программы «Курай» представлена 3-мя блоками, реализация которых позволяет сформировать представления о мире национальных вещей, мире народных фантазий и окружающем мире в рамках национального башкирского аспекта.

Практическая значимость программы «Курай» заключается в систематизации башкирских игр (настольных, подвижных, театрализованных и др.) по принципу приоритета деятельностного подхода и поддержки детской самостоятельности и инициативы.

Методическое и дидактическое обеспечение программы «Курай» позволяет считать ей высокотехнологичной в свете возможности применения педагогами других дошкольных образовательных организаций, где имеются воспитанники башкирской национальности.

Образовательные результаты, получаемые воспитанниками старшей группы, представлены целевыми ориентирами:

1. Имеют представления об истории башкирского народа, его особенностях и традициях.

2. Позитивно относится к национальным различиям сверстников, к другим культурам.

3. Самостоятельно пользуется народным фольклором, могут применять народные приметы в повседневной жизни.

4. Проявляет творческие способности, инициативу и самостоятельность при создании различных тематических композиций в изодеятельности в рамках башкироведения.

5. Имеет представления о башкирских произведениях искусства (словесного, изобразительного, музыкального).

6. Умеет продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, соблюдая правила позитивного общения.

Таким образом, систематическая работа в рамках реализации регионального компонента ООП позволяет воспитать свободную, творческую личность, осознающую

свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами; а также повысит знания у родителей о культурных ценностях и традициях своей национальности.

Публикации по теме:

Реализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОСРеализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОС С введением в дошкольное образование ФГОС ДО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает.

Музыкальная дидактическая игра с включением башкирского компонента «Слушай свист, звон, стук. Угадай, что вокруг?» «Слушай свист, звон, стук. Угадай, что вокруг?»Музыкальная дидактическая игра с включением регионального компонента для старших дошкольников. Цели.

Фотоочерк «Красота уходящей весны в Сибири» (реализация регионального компонента)Фотоочерк «Красота уходящей весны в Сибири» (реализация регионального компонента) Пленённый нежностью заката, Спешит проститься с нами май. Окутав тайной ароматов, Уносит сказку в летний край. Автор: Лора Лета Приход.

Фотоочерк «Удивительное рядом — игра ярких и летних красок в небе» Реализация регионального компонента. Часть 1Фотоочерк «Удивительное рядом — игра ярких и летних красок в небе» Реализация регионального компонента. Часть 1 Лето — время года, когда мы забываем о времени. Ведь когда рассветы сменяются красивыми закатами, время останавливается. Каждый восход и.

Фотоочерк «Карнавал красок осенней листвы в Новосибирске на территории ДОУ». Реализация регионального компонентаФотоочерк «Карнавал красок осенней листвы в Новосибирске на территории ДОУ». Реализация регионального компонента Яркая контрастность при смене времен года – отличительная особенность природы Западной Сибири. Карнавал красок осенней листвы – отличное.

Фотоочерк «Удивительное рядом — мир живой природы» Реализация регионального компонента. Часть 2Фотоочерк «Удивительное рядом — мир живой природы» Реализация регионального компонента. Часть 2 Наша планета Земля – это огромный шар. Единственная планета, на которой существует жизнь. Она гостеприимна. Она вмещает в себя миллионы.

Презентация «Календарно-тематический план рабочей общеобразовательной программы дополнительного образования» Уважаемые коллеги! В продолжении темы своей рабочей программы по дополнительному образованию "РЕЧеЦВеТИК" предлагаю календарно-тематический.

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в соответствии с ФГОС до» Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Семинар-практикум «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по экологическому воспитанию»Семинар-практикум «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по экологическому воспитанию» В нашей области и стране в целом, сегодня происходят большие изменения. Государство и регион ищут – и находят – новые пути развития. Но.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация башкирского регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Опубликовано: 28 марта 2022 в 22:12
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация башкирского регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Гульсира Харасова (УИ 161872) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД