Гульсира Харасова
Реализация башкирского регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация башкирского регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«Человеку важно знать свои корни-
отдельному человеку, семье, народу-
тогда и воздух, которым мы дышим,
будет целебен и вкусен,
дороже будет взрастившая нас земля
и легче будет почувствовать
назначение и смысл человеческой жизни…»
К. Кулиев
Публикация «Реализация башкирского регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Основная образовательная программа ДОУ
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
В ситуации демократизации общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Содержание образования в многонациональном Российском государстве должно обеспечить личности возможность самоидентифицироваться как представителю того или иного этноса, создать условия для вступления личности в равноправный диалог с представителями других культур, приобщить к ценностям мировой культуры, поскольку понять и принять других может лишь тот, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края.
В условиях интенсивной модернизации дошкольного образования это становится возможным благодаря ФГОС ДО, который регламентирует воспитательно-образовательный процесс введением основной общеобразовательной программы дошкольного образования, имеющей в своей структуре региональный компонент. Таким образом, актуальность поставленного вопроса обусловлена тем, что содержание регионального компонента призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира. Однако практический опыт взаимодействия с дошкольниками позволяет сформулировать противоречие между необходимостью приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и отсутствием систематизированного, соответствующего образовательным потребностям старших дошкольников и требованиям ФГОС ДО методического и дидактического обеспечения. Разрешение имеющегося противоречения мы видим в организации образовательного процесса этнокультурного воспитания старших дошкольников средствами авторской программы дополнительного образования «Курай».
Обоснованием для внедрения программы «Курай» в образовательный процесс СП детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Украинка - является принцип этнического преимущества, так как, Большечерниговский район является местом наиболее древнего и компактного проживания башкир на территории Самарской области. Башкирские переселенцы появились здесь более 200 лет назад и составляют на сегодняшний день около 10 % от общего населения района. В селе Украинка их около 50%.
Соответственно, целью программы «Курай» является создание условий для целостного развития ребёнка старшего дошкольного возраста в рамках ознакомления с культурой башкирского народа через различные виды детской деятельности, способствующие воспитанию нравственно- здоровых людей, любящих свою Родину и ответственных за её будущее.
Программа «Курай» предполагает использование группой формы организации детской деятельности, что позволяет параллельно решать и задачи обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования СП детский сад «Солнышко»ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Украинка :
1. ОО «Социально-коммуникативное развитие» : познакомить с башкирскими дидактическими и подвижными играми; воспитывать интерес и уважение к традициям, истории и культуре башкирского народа.
2. ОО «Физическое развитие» : развивать двигательные навыки старших дошкольников, сформировать навыки выполнения основных видов движений средствами подвижных игр башкирского народа. Развивать мелкую моторику рук.
3. ОО «Художественно-эстетическое развитие» : сформировать предпосылки ценностного восприятия смысла национальных – башкирских- произведений искусств (произведений художественной литературы и фольклора, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства.
4. ОО «Речевое развитие» : пополнить пассивный и актуализировать активный словарный запас башкирской лексикой.
5. ОО «Познавательное развитие» : познакомить детей старшего дошкольного возраста с культурой башкирского народа.
Структура образовательного раздела программы «Курай» представлена 3-мя блоками, реализация которых позволяет сформировать представления о мире национальных вещей, мире народных фантазий и окружающем мире в рамках национального башкирского аспекта.
Практическая значимость программы «Курай» заключается в систематизации башкирских игр (настольных, подвижных, театрализованных и др.) по принципу приоритета деятельностного подхода и поддержки детской самостоятельности и инициативы.
Методическое и дидактическое обеспечение программы «Курай» позволяет считать ей высокотехнологичной в свете возможности применения педагогами других дошкольных образовательных организаций, где имеются воспитанники башкирской национальности.
Образовательные результаты, получаемые воспитанниками старшей группы, представлены целевыми ориентирами:
1. Имеют представления об истории башкирского народа, его особенностях и традициях.
2. Позитивно относится к национальным различиям сверстников, к другим культурам.
3. Самостоятельно пользуется народным фольклором, могут применять народные приметы в повседневной жизни.
4. Проявляет творческие способности, инициативу и самостоятельность при создании различных тематических композиций в изодеятельности в рамках башкироведения.
5. Имеет представления о башкирских произведениях искусства (словесного, изобразительного, музыкального).
6. Умеет продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, соблюдая правила позитивного общения.
Таким образом, систематическая работа в рамках реализации регионального компонента ООП позволяет воспитать свободную, творческую личность, осознающую
свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами; а также повысит знания у родителей о культурных ценностях и традициях своей национальности.