Елена Кигурадзе
Реализация проекта «Народные казачьи игры» в рамках кружковой деятельности «Игры казачат»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация проекта «Народные казачьи игры» в рамках кружковой деятельности «Игры казачат».
Из опыта работы инструктора по физической культуре КИГУРАДЗЕ Е. А. МБДОУ ДС «РЯБИНУШКА» г. Волгодонска.
Кигурадзе Е. А., инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС «Рябинушка» г. Волгодонска
Публикация «Реализация проекта „Народные казачьи игры“ в рамках кружковой деятельности „Игры казачат“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачьи подвижные игры
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Народная культура, фольклор
- Темочки
У каждого народа свои сказки, песни, танцы, игры, и все они передают из поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Казачьи игры для детей обладают многовековой историей, огромными возможностями для позитивного воздействия на физическое и духовное развитие ребенка.
Формирование у детей нравственных чувств — таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.
В сентябре 2018 года нашему дошкольному образовательному учреждению приказом № 116 Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области «О присвоении статуса «казачье» образовательным учреждениям» был присвоен статус «казачье». Педагоги ДОУ разработали программу по приобщению детей к народной культуре казаков «Дончата», в рамках которой старших дошкольников знакомят с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, песнями, потешками, сказками, загадками.
Одним из разделов данной программы является реализация разработанного мною проекта «Народные казачьи игры». Проект реализуется через полную интеграцию образовательных областей, согласно ФГОС ДО, с использованием современных информационно-коммуникативных технологий и применением современных методик для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и достижения позитивного результата. Используется комплексный подход к оздоровительной работе вместе с другими направлениями воспитания в ДОУ.
Проект «Народные казачьи игры» был разработан для организации кружковой деятельности ДОУ «Игры казачат». Кружок «Игры казачат» имеет оздоровительную значимость, а также большое влияние оказывает на нервно-психическое развитие ребёнка, на формирование важных качеств личности. В казачьих подвижных играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций, создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Казачьи народные игры – самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа.
Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического развития личности старших дошкольников. Детские игры образуют фундамент развития нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления личностных качеств в общественно-полезной деятельности. В данном проекте представлены групповые подвижные казачьи игры, дающие старшим дошкольникам возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать со сверстниками и ведущим, быть внимательным, собранным.
В настоящее время чрезвычайно много информации дети получают из зарубежных мультфильмов и кинофильмов, компьютерных игр. Дети быстро воспринимают всё, увлекаются героями и получают зачастую поток вредной информации, которая не воспитывает чувства патриотизма, а наоборот, отдаляет от культуры и традиций своей страны. Как показала практика, наши дети не умеют играть в подвижные игры, организовывать их в самостоятельной деятельности.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы развития ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один – за всех и все – за одного», ответственности, смелости, находчивости.
В нашем детском саду мы создаем все необходимые условия для всестороннего развития детей и укрепления их здоровья. У нас есть замечательный спортивный зал, оснащённый необходимым оборудованием спортивная площадка, в каждой группе созданы спортивные уголки, обеспечивающие двигательную реализацию детей в течение дня.
Для определения проблемы, форм и методов реализации проекта были проведены анкетирование родителей и мониторинг знаний детей о казачьей культуре, традициях и играх. Результаты анкетирования родителей и мониторинга знаний детей выявили недостаточный уровень знания родителей и детей об играх, и не только традиционных, но и народных, казачьих.
Во всех принявших в анкетировании семьях родители, несмотря на занятость, гуляют с детьми, обеспечивают им возможность играть в подвижные игры и развиваться физически. В то же время большинство родителей не играют со своими детьми и не смогли ответить, какое же значение имеют подвижные игры для физического развития и здоровья детей. Большинство родителей знают, что такое народные подвижные игры и знакомы с ними, но в то же время дети не знают, что такое народные игры. Это говорит о том, что в семьях слабо прослеживается связь поколений, воспитание в историческом, культурологическом и патриотическом русле не проводится.
По итогам анкетирования педагогами ДОУ был разработан и реализован план мероприятий по ознакомлению родителей с информацией о важности и необходимости совместных подвижных игр с детьми, их значении для укрепления здоровья детей и о взаимосвязи поколений в историческом, культурологическом и патриотическом направлении. Мною и педагогами групп были проведены консультации для родителей «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем», «Казачьи подвижные игры», индивидуальные беседы с родителями, также к родителям была просьба принести фотографии моментов совместных игр с детьми с целью привлечения родителей к совместным играм с детьми.
Из результатов мониторинга знаний детей мы сделали вывод, что дети обладают недостаточными знаниями о казачьих играх, и не могут организовать их в самостоятельной игровой деятельности.
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы. В ходе реализации проекта мы провели такие мероприятия, как: «Малые олимпийские игры», «А ну-ка, мальчики», «Папа может…», «День Здоровья», «Мама, папа, я – спортивная семья», многие другие. Эти праздники и развлечения являются в нашем детском саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги. Полученные на тематических спортивно — развлекательных мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
В ходе реализации мероприятий проекта ребята познакомились с традициями и культурой казаков, научились отличать подвижные игры от других видов игр, смогли познакомиться с понятием народные и казачьи игры. Оказалось, что народные игры детям знакомы, и они любят в них играть, но пока с трудом могут отличить народные игры от других подвижных игр. Воспитанники научились самостоятельно организовывать игры, соблюдать их правила.
Педагоги ДОУ также активно участвовали в реализации проекта «Народные казачьи игры», что позволило им повысить профессиональную компетентность в проектной деятельности; углубить знания о традициях и культуре родного края, увеличить объем игрового репертуара, укрепить связь с семьями детей.
Подводя итоги реализации проекта, было принято решение всеми его участниками продолжать изучение народных игр, применять их в совместных играх, как в семьях, так и во время пребывания в детском саду. Целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта, обеспечит формирование патриотических чувств у воспитанников. Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников также является понимание родителей о необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе.
Литература:
1. Журнал «Инструктор по физкультуре» № 2.-2012; № 5,№ 8. — 2015.
2. Мещерякова С. В., Логвинова О. Ю., Сорока А. Г., Потапова Г. Я. Патриотизм в физическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 886-888.
3. Программа сопровождения по возрождению традиций казачества, патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «ДОНЧАТА» МБДОУ ДС «Рябинушка» г. Волгодонска