Татьяна Смирнова
Реализация арт-терапевтического подхода в педагогической практике
▼ Скачать + Заказать документы
Мдобу детский сад №31
«Искусство – это зеркало,
которое отражает того,
кто в него смотрится»
О. Уайльд
Метод арт – терапии (лечение искусством, в частности – рисование) можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым самостоятельно пользуются многие люди, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Однако как метод работы профессионального психолога у нас встречается чаще всего в центральных городах России. В последнее время методы терапии рисованием стали завоёвывать прочные позиции среди школьных психологов, а также внедряться в школьные учреждения.
Публикация «Реализация арт-терапевтического подхода в педагогической практике» размещена в разделах
В детском саду № 31 мною, психологом учреждения, была разработана программа, учреждения на РМО, с использованием арт – терапевтического подхода. На основе диагностики эмоциональных состояний детей была выявлена группа для занятий. На этих занятиях создавались условия для безопасного проживания в краске, форме, линии тех чувств, которые зарождаются в ребёнке; тех эмоций, которые его часто заставляют скрывать (например, не смей плакать, ты мальчик) и т. д. Причём, в группе оказались только мальчики.
Дети не только рисовали, но и могли подвигаться с помощью рисунка, поиграть роль нарисованного персонажа, составить диалог или поговорить монолог. «Все, что рисуют дети, - это письма нам, взрослым, которые они пишут на одном им (детям) известном языке. Научиться читать их помогать им мы можем только сердцем», - говорят арт – терапевты.
Методическом советом учреждения было принято одно из направлений в работе учреждения: психологическое здоровье ребёнка. Необходимо было ознакомить воспитателей с простейшими техниками в арт – терапевтическом подходе. Для этого были запланированы следующие теоретические и практические виды работы с воспитателями:
«Истоки психологического здоровья дошкольников».
«Условия сохранения здоровья в семье и ДОУ». «Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы ДОУ».
«Творчество как показатель культуры».
«Активизация творческого потенциала в каждом ребёнке».
«Вопросы применения арт – терапии в дошкольной педагогике».
«Обсуждение аспектов внедрения в педагогическую практику ДОУ арт – терапевтического подхода» (круглый стол).
«Механизмы реализации арт – терапевтических техник в педагогической практике» и другие.
Преимущества арт – терапевтической работы перед другими психологическими техниками несомненны:
• процесс рисования (особенно жидкими цветными красками) снимает внутреннее эмоциональное напряжение; негативные чувства (страх, гнев) переживаются в безопасной форме;
• это особый вид коммуникации, сообщение о себе того, на что не отважился бы словами или не смог сформулировать;
• это способ укрепить отношения между ребёнком и взрослым;
• это уникальный способ избежать внутренней цензуры;
• арт – терапия развивает и усиливает внимание к собственным чувствам, ощущение своей ценности, выявление скрытых умений.
Рисунок – это уникальная возможность проживания в цвете, фактуре, размере. Ощущение могут быть усилены в ходе группового занятия за счет общения и взаимодействия детей между собой.
Мною в учреждении были разработаны методические рекомендации для воспитателей «Арт – терапевтический подход в психопрофилактической и психокоррекционной работе с детьми 5 – 7 лет».
В доступной форме прописана цель методических рекомендаций: освещены основные сведения по арт – терапии в образовании, изложены конкретные задачи по профилактике и сохранности психологического здоровья детей. Прописаны для воспитателей механизмы изотворчества. В приложении дано большое количество игр и упражнений, которые воспитатели могут использовать, исходя из различных целей: улучшать коммуникативные навыки, развивать творческое воображение, справляться с чувством злости, раздражения, страха через игру и рисунки и т. д.
Арт – терапия в широком смысле слова – это (кроме рисунков) использование литературных произведений, сказок, музыкальных произведений и драматизации. Все это – воздействие посредством художественного творчества. Данный метод ещё называют «социальным врачеванием» и делает его незаменимым «инструментом» гармонизации внутреннего мира ребёнка.
В данное время уже многие воспитатели нашего учреждения взяли на вооружение арт- терапевтический подход. Некоторые из из них работают с шаблонами – мандалами, некоторые просто прорисовывают эмоциональные состояния, другие работают монотипиями, а большинство с литературными произведениями.
Расширяется и информационное поле воспитателей. Они познакомились с влиянием художественной литературы на личностное развитие дошкольников; с возрастными особенностями восприятия художественных литературных произведений детьми разного возраста, а также получили методические консультации.
Интересным направлением в деятельности педагога – психолога является работа с природным материалом. Работа эта таит в себе большие возможности и сближает ребёнка с миром, его красотой, его дарами. Происходит развитие не только мелкой моторики, воображения, но нравственно – этических и культурных норм ребёнка.
Осенью дети старшей и подготовительной групп приносят корешки деревьев, фигурные ветки, цветные листья клёна, дуба, бархата; лианы лимонника. В каждом таком листочке или корешке таится волшебство. Дети учатся это видеть в ходе беседы, сравнения красок и формы; прочтения рассказов о природе, стихов.
Для этого, чтобы создавать картины из природного материала, дети знакомятся с монотипиями, которые помогают в оформлении фона или фрагментов картин. Также с этой целью ребята вымешивают краски на пластиковых пластинах т. к смешивая густые краски, дети получают интересные оттенки и сочетания, а затем на листочке делают отпечаток, подбирая нужные тона. Дети с большой охотой выкладывают картины из природного материала. Они с удовольствием работают с ракушками, бисером, камешками, цветными стёклышками. Простота и декоративность радует детей и помогает им изменить эмоциональное состояние и в целом гармонизирует личность.
Таким образом, можно говорить о внедрении арт – терапевтического подхода в педагогическую практику МДОБУ детского сада № 31 г. Дальнегорска.
Педагог – психолог
высшей квалификационной категории
Смирнова Т. В.