Елена Будаговская
Развод родителей — это стрессовая ситуация для ребенка.
▼ Скачать + Заказать документы
C емья - это чрезвычайно сложно организованная структура с разноплановыми взаимоотношениями: отношения между родителями и детьми, взаимоотношения между супругами, между супругами и их родителями, между старшими и младшими детьми. И в каждой из этих плоскостей может возникнуть конфликт, кризис.
Семья невозможна без них, но в некоторых случаях они являются основной причиной неблагополучной семейной жизни и распада семьи.
Публикация «Развод родителей — это стрессовая ситуация для ребенка,» размещена в разделах
Проблема кризисных ситуаций в семье и их влияния на развитие личности ребенка – одна из ключевых. Она оказывает огромное воздействие на то, каким ребенок станет в будущем, на его место в обществе. Большинство семейных кризисов имеет свои закономерности протекания, свою феноменологию. Особое внимание среди кризисных ситуаций в семье занимает развод. Развод - это результат кризисного развития отношений супружеской пары, это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей.
Для меня, как для социального педагога, основным содержанием направления работы с семьей является ослабление и устранения социально-психологических предпосылок кризисной ситуации. Опираясь на методические источники, и исходя из своего опыта, при всем разнообразии вариантов, семьи имеют ряд общих причин нарушений, приводящих к кризисным ситуациям, это:
1. трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла – те, что возникают при отсутствии в семье одного из ее членов. Причиной может быть развод, длительная разлука супругов, смерть одного из членов семьи, и
2. ситуативные нарушения, к которым относятся трудности, относительно кратковременные, но создающие угрозу функционированию семьи (серьезные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери).
Основными направлениями моей деятельности является:
-Первое: организация мероприятий по снятию психологического напряжения и поощрение положительной направленности, с целью снятия негативной напряженности.
- И второе: разработка рекомендаций по стратегии поведения всех членов семьи в конфликтной ситуации, обеспечение правовой и социальной защищенности с привлечением специалистов других служб.
В практике социально-педагогической работы нашего дошкольного учреждения сложилась определенная модель деятельности с семьями, попавшими в кризисную ситуацию. В работе я использую метод социального патронажа, беседу и социально-педагогическое консультирование.
Из предложенных методов чаще всего я использую метод беседы, который состоит из 4 этапов:
- Начальный этап, это установление эмоционального контакта с клиентом, создание атмосферы «сопереживающего партнерства». На этом этапе беседы я использую: «эмпатическое выслушивание», «сопереживание». Здесь важно выслушать семью терпеливо и сочувственно, т. е. дать возможность выговориться.
Второй этап, это установление последовательности событий, которые привели к кризису и снятие ощущения безысходности ситуации. С этой целью я применяю такие приемы как «преодоления исключительности ситуации» и «поддержка успеха».
- Третий этап, - совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. Использую прием «планирования», т. е. побуждение клиентов к словесному оформлению планов предстоящей деятельности.
- И завершающий этап - Окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка, привлечение других специалистов для разрешения кризисной ситуации. Выход на межведомственный уровень решения проблемы. На данном этапе используются такие приемы как: «логическая аргументация» и «рациональное внушение уверенности».
Эффективной формой работы с семьями, попавшими в кризисную (конфликтную) ситуацию является работа клуба «Семицветик».
Цель работы клуба это - выработка эмоциональной устойчивости, чувство искреннего доверия друг к другу, развития навыков совместного решения конфликтной ситуации. Заседание клуба проводится 1 раз в месяц, участниками «Семицветика» являются не только родители, у которых возникли какие-либо кризисные ситуации, но и родители (в основном это молодые родители, которые хотят достичь относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.
В рамках работы клуба зарекомендовали себя такие формы как:
• круглый стол; практикумы; моделирование проблемных ситуаций; обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.
• Мастер-класс: «Ладошка к ладошке», «Мы разные, но мы вместе» и многие другие.
Конкурсы рисунков: «Семья глазами родителей», «Маленькая страна»
Художественно-творческая и театрализованная деятельность. Участие родителей в театрализованных показах для детей.
Для нас важно благополучие каждого ребенка, его физиологическая и психологическая защищенность.
И поэтому в тесном взаимодействии со специалистами и педагогами детского сада в рамках тематического планирования в работе с детьми мы проводим спортивные мероприятия с участием педагогов, родителей и детей : «Ярмарка народных игр», «Папа, мама, я счастливая семья», «Неделя здоровья», «День здоровья»,
• фотовыставки «Семья – здоровый образ жизни»
• совместные конкурсы рисунков «Папа, мама, я – здоровая семья»
• музыкальные гостиные
• совместные праздники и досуги, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья»,
• Все мероприятия помогают дошкольнику создать эмоциональный комфорт, сблизить участников педагогического процесса.
Мы знаем, чтобы были благополучными дети, должны быть благополучными родители. Ребенок – зеркало жизни своих родителей, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается вся организация жизни семьи, трудолюбие, духовное богатство и нравственная чистота матери и отца. Всем хочу пожелать - берегите и своих детей.