Елена Сергеевна
Консультация для родителей «Толерантность в отношениях родителей и воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Толерантность в отношениях родителей и воспитателя
Для ребенка дошкольного возраста детский сад – второй дом, в котором он проводит большую часть дня. И если родители заботятся о комфорте и душевном спокойствии своего малыша, то просто обязаны найти общий язык с воспитателем. Воспитатель не только отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой детского сада. Родитель – «заказчик», который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его ребенка были созданы самые благоприятные условия.
Публикация «Консультация для родителей „Толерантность в отношениях родителей и воспитателя“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
У родителя ребенок один (два, три). У воспитателя - в среднем 20. И это нужно учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не забывая про свои воспитательно-образовательные обязанности.
Так почему же возникают конфликты между родителями и воспитателем?
Противостояние родителей и воспитателей, как и любой конфликт, возникает из-за того, что кто-то из сторон (чаще воспитатель) не оправдывает ожиданий и представлений другой стороны о том, «как должно быть». Налаживать взаимодействие должны обе стороны, не вставая в позицию виновного и обвиняемого, ведь конечная цель и у сотрудников и у родителей одна – здоровье и развитие ребенка.
Поводов для конфликтов немало, причем претензии имеются с обеих сторон.
Попадая в детский сад, ребенок меняет среду социализации – встречается с новыми правилами, требованиями и совсем другими взрослыми. Поэтому вполне можно ожидать некоторых неожиданностей в поведении ребенка, связанных с несовпадением того, к чему он привык дома, и того, с чем столкнулся в детском саду. Очень часто действительно бывает так, что режим жизни и воспитание в ДОУ оказываются более жесткими, чем того ожидают родители. Прежде всего, необходимо задуматься, существует ли эта кажущаяся жесткость и вредна ли она. Если это всего лишь мнение или ощущение родителей, основанное на воспоминаниях собственного детства, - не стоит уделять им большого внимания. Присутствие правил и требований в группе детей служит необходимостью, и если в семье действительно возможно свести оценки ребенка к минимуму, в группе это сделать уже трудно. Поэтому необходимо принять, что в той или иной мере ребенка будут оценивать, и он не всегда окажется самым лучшим. Это нормальное явление, которое подготавливает ребенка к выходу в большой социум во всем его многообразии.
Опыт воспитания, при котором ребенок не встречает запретов со стороны окружения, показывает, что таким детям все равно приходится рано или поздно адаптироваться к требованиям, обусловленным несовпадением интересов различных людей, но делать это уже гораздо труднее. Поэтому нет ничего страшного и опасного в том, что ребенок привыкает делать не только то, что он хочет. Другое дело, если родительские опасения, что стиль воспитания слишком жесток для ребенка, подкрепляются объективными признаками – ребенок угнетен, в плохом настроении, отказывается идти в детский сад. В таком случае необходимо установить причину его усталости и раздражения, которой могут быть режим, качество и непривычность пищи, публичность жизни, неудовлетворительное общение с детьми и взаимодействие с воспитателем. Последнее особенно огорчает.
Так что же делать родителям, чтобы установить контакт с воспитателем? Ведь хорошее уважительное отношение воспитателя к родителям – залог хорошего отношения к ребенку.
Приходя в детский сад, не стесняйтесь рассказать воспитателю как можно больше о своем ребенке. Так ему с самого начала будет гораздо проще найти подход к малышу. Расскажите о том, чем ребенок увлекается, какие у него любимые игры, отметьте особенности его темперамента, характера. Скажите о том, какие блюда он предпочитает, и какие продукты есть категорически отказывается, как лучше засыпает, обратите внимание на проблемы со здоровьем. Не стесняйтесь рассказать о том, что ваш ребенок еще не умеет делать (проситься на горшок, кушать самостоятельно, застегивать пуговицы и т. д.). А также об особенностях развития и характера, которые вас волнуют: например, ребенок очень агрессивен или замкнут, стеснителен. Запомните: чем больше воспитатель знает о вашем ребенке, тем с большим пониманием он будет к нему относиться. Лучше, если вы расскажите о методах воспитания, принятых в вашей семье. Если в вашей семье приняты строгие методы воспитания, в том числе - физические наказания, будьте готовы к тому, что с вашим ребенком возникнут проблемы. В арсенале у педагогов нет ремней, а сама строгая мера педагогического воздействия, допустимая в детском саду – посадить ребенка на стульчик, отстранив от игр и занятий, а дети, привыкшие к физическим наказаниям, могут просто ее не воспринимать. Работа с таким ребенком может стать настоящей проверкой на прочность для воспитателя.
Будьте приветливы и вежливы с воспитателем. К сожалению, некоторые родители даже не считает должным поздороваться или попрощаться с ним, приводя ребенка в детский сад. Не забывайте сами спрашивать о том, как провел ребенок время в детском саду, что ел, с кем играл, как засыпал во время тихого часа. Если вы будете говорить об этом с воспитателем, он обязательно станет внимательнее присматриваться к вашему ребенку в течение дня. Также воспитатель будет спокойнее относиться к вашим просьбам и замечанием, ведь вы в его глазах будете восприниматься как заботливый, неравнодушный родитель. Гораздо труднее налаживать контакты с теми родителями, которые вспоминают о существовании воспитателя, только тогда когда их что-то не устроило.
Что делать в случае, если у вас есть претензии к работе педагога? Как исправить ситуацию, но не ущемить интересы ребенка, не ухудшить отношение к нему со стороны воспитателей? Для начала разберитесь с тем, что именно вызывает ваше недовольство, насколько обоснованы ваши претензии. Очень часто родители вменяют в вину педагогам такие «рабочие моменты» : не на ту ногу обул сандалии, запачкал футболку во время обеда. Поверьте, это не повод для серьезных разбирательств. Дома покажите сыну или дочери, как правильно надевать обувь, напомните, чтобы аккуратнее ел за столом, принесите запасную одежду. К рабочим моментам можно отнести и мелкие повреждения: царапины, ссадины, особенно в летний период, когда дети много гуляют, играют. Неужели ваш ребенок ни разу при вас не разбил коленку, не поцарапался? В детском саду ваш непоседа не станет другим. И если вы систематически «наезжаете» за ссадины на воспитателей – скорее всего они начнут его просто сажать рядом с собой на прогулке, запрещая бегать и играть с другими детьми. То же относится и к укусам в яслях и младшей группе. В этом возрасте дети еще плохо контролируют свою агрессивность, поэтому драки и укусы случаются постоянно. Если вас это очень беспокоит, попросите, чтобы воспитатель все время держал вашего ребенка возле себя, исключая общение с «плохими» детьми. Укусы и царапины в яслях – явление постоянное: сегодня вашего малыша укусили, завтра он кого-то укусил. Поговорите с родителями «агрессора» : скорее всего их тоже волнует эта проблема. Если случились более серьезные проблемы- ребенок упал, получил ушиб, перелом, порез, в таком случае нужно тщательно разобраться. После такого инцидента всегда проводится проверка. Если вина воспитателя доказана (например оставил детей одних без присмотра, к нему будут применены самые строгие меры вплоть до увольнения. Но иногда дети травмируются действительно случайно, и такое может произойти даже у самого внимательного педагога. Если воспитатель сразу известил о случившемся родителей, ребенку была оказана необходимая медицинская помощь, значит, он выполнил свои должностные обязанности в соответствии с инструкцией.
Вы считаете, что в детском саду мало занимаются с ребенком? Каждое дошкольное учреждение работает по той или иной образовательной программе, в соответствии с которой составляется «сетка» занятий на неделю. Время занятий зависит от возраста детей. Методист и заведующая контролируют воспитательно-образовательный процесс. Однако не стоит возлагать очень большие надежды на детский сад в вопросах развития. Если дома вы не уделяете время играм, чтению книг с ребенком, не закрепляете то что дети проходят в детском саду, не стоит рассчитывать на высокие результаты.
Вас раздражает то, что воспитатель часто жалуется на вашего ребенка, вы обвиняете ее в некомпетентности? Воспитатели часто жалуются на слишком активных, агрессивных, расторможенных детей. Да, вполне вероятно, что у педагога мало опыта, она не знает, как найти подход к малышу, а может и не хочет находить? Помогите ей советом, вы лучше знает своего ребенка, обратитесь к психологу за консультацией. Но бывает и так, что жалобы воспитателя обоснованны. Возможно, вам стоит пересмотреть свои взгляды на воспитание? Многие родители – особенно папы поощряют агрессивное поведение сына – пусть растет «настоящим мужиком». То, что потом полгруппы ходит в синяках и покусах родителей мало волнует. Ребенку может требоваться индивидуальная работа с психологом, коррекция, которую воспитатель обычного детского сада обеспечить не может. В таком случае не стоит закрывать глаза на проблему.
Бывает и такое, что вроде бы все нормально, но воспитатель вам просто не нравится. Конечно, все мы люди, и человек может просто вызывать у вас антипатию. Что делать в таком случае? У вас два варианта – попробовать поменять детский сад или смириться. Что ж, потом ребенок пойдет в школу, и где гарантия того, что там вам все учителя будут приятны? Тем более, в ДОУ дети идут не только к воспитателю, они идут к своим друзьям.
Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную и достойную большого уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит.
Детский сад – не рай и не ад для ребенка, это такой же этап в его жизни, как школа, институт, и от умения выстраивать правильные отношения с людьми, работающими с нашими детьми, зависит во многом то, как будет складываться их жизнь в детском саду.