Игнатьевская Ольга
Развлечение в старшей группе «Пряничные посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечение в старшей группе «Пряничные посиделки»
Цель: знакомство детей с историей русского пряника; изготовление пряника.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения пряников;
- расширять знания о разнообразии пряничных изделий;
-расширять знания детей о народных традициях, народном творчестве;
-воспитывать уважение к хлебобулочным изделиям.
Публикация «Развлечение в старшей группе „Пряничные посиделки“» размещена в разделах
- Посиделки
- Пряники. Все о пряниках для детей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Предварительная работа: чтение художественной литература по теме; разучивание стихотворений; беседа; разучивание сценки.
Дети по русскую народную музыку заходят в группу.
1 Воспитатель.
Здравствуйте, дети, - девчонки и мальчишки. Мы гостей ждали, наряжались, красиво одевались.
2 Воспитатель
. Проходите, гости дорогие, садитесь поудобнее, каждому найдется местечко и доброе словечко. Сейчас самовар вскипит, будем чай пить. А с какими сладостями вы любите чай пить?
1 Воспитатель.
Чем мы вас сегодня будем угощать узнаете, когда отгадаете загадку.
Очень ароматные,
Сладкие и мятные.
Сверху мы в глазурном глянце,
Словно в радостном румянце. (Пряники).
Воспитатель.
А прежде чем начать пить чай, давайте познакомимся с историей возникновения пряника. Хотите узнать, как люди научились изготавливать пряники? Тогда устраивайтесь поудобнее да послушайте внимательно, добры молодцы и красны девицы расскажут нам об этом.
Мальчик:
- Первые пряники стали изготавливать еще в глубокой древности, ноне для еды, а для того, чтобы задобрить ими богов, в которых тогда верили люди: Бога солнца, дождя, земли, реки и других.
Девочка:
-Этим богам люди приносили в подарок самое вкусное, что у них было. Люди верили, что боги полакомятся их вкусными подношениями и будут добрее: солнце не выжжет посевы, вовремя пройдет дождик, озера и реки принесут рыболовам вдоволь рыбы.
Мальчик:
- Прошло время и люди на Руси приняли веру в единого бога Иисуса Христа. Теперь не нужно было приносить Богу такие жертвы, и люди стали сами есть пряники. И очень пряники им по вкусу пришлись.
Девочка:
- Рецепты изготовления пряников разошлись по всей Руси. В разных городах и деревнях изготавливали пряники.
Мальчик:
- Появились пряники «тульские», «вяземские», «городецкие» - по названиям русских городов: Тула, Вязьма, Городец.
Девочка:
- Начинка у этих пряников была из пастилы, варенья и мармелада, а украшали их картинки или надписи.
Мальчик:
- В тесто для пряников добавляли мед и пряные травы, отсюда и название – пряник.)
Девочка
. Пряники делали лепные, печатные, вырезные – козули.
И ещё пряничные мастера изготавливали пряничные домики.
Воспитатель.
Лепить пряник был самый древний способ, особенно его лепили на севере. Во многих городах стали делать пряники Сейчас нам дети о этом расскажут.
1 чтец
Мы в кондитеров играли
Много сыпали муки,
Мёд и яйца добавляли,
Пряник русский мы пекли.
Наши прадеды печатный
Пряник называли «знатный»
До сих пор его народ
Любит, к чаю подаёт.
2 чтец: Тульский пряник,
Тоже «знатный»
Весь в глазури, ароматный.
Словно только из печи
И с начинкою внутри.
Он дожил до наших дней
Стал теперь ещё вкусней.
3 чтец: Пряник с северных широт,
Вот кто баловал народ!
Весёлыми зверушками,
«козулями» игрушками.
Пряник клали на порог,
Чтобы был богатым год!
Из Архангельска с морозом
Привозили их обозом.
Из коричневой муки
Очень милые они.
Воспитатель.
До того полюбились пряники на Руси, что без них не обходился ни один пир. На праздники пекли огромные пряники и украшали как торт изображениями деревьев, цветов, птиц, разными надписями. (Слайд 2 и 3)
Воспитатель
. В старину пряники вместо подарков дарили.
Ребёнок
Если хочешь сладко жить
И остаться статным,
Надо чай зеленый пить с пряником печатным.
С давних лет на Руси, пряники любили.
Их наши дедушки, любя,
Бабушкам дарили!
Воспитатель
- Рассказывали, что в старину, пряники в форме лошадок, дарили мальчикам. Чтобы они были быстрыми и крепкими. А девочкам – птичек, чтобы они были красивыми и шустрыми.
(слайд 4 и 5)
- А пряники в форме сердечек дарили тем, кого любили.
- Ребята, вам понравилась история о пряниках? А давайте споём песенку о них. (Дети поют и выполняют движения руками).
- Мы вот так, мы вот так, тесто разминали.
- Мы вот так, мы вот так, тесто раскатали.
- Вот такой, вот такой, будет пряничек большой.
- Вот такой, вот такой, будет пряник золотой.
- Кушайте, пожалуйста!
Воспитатель.
Но вот так сложилось, что именно тульским мастерам удалось создать необычайно вкусные рецепты и самые красивые формы для выпечки пряников.
(слайд. 6)
- В городе Тула, на площади поставили огромный памятник тульскому прянику. (слайд 7) А ещё, в этом городе, есть музей прянику. Здесь люди могут не только увидеть, но и узнать рецепт, а также попробовать пряники (Слайд. 8)
Воспитатель.
Сейчас нам Саша с Кирьяной расскажут как они пряник нашли Сценка «Пряник нашел»
1 мальчик: - Мы с тобой шли?
2 мальчик: - Шли!
1 мальчик:- Пряник нашли?
2 мальчик: - Нашли!
1 мальчик:- Я тебе его дал?
2 мальчик: - Дал!
1 мальчик:- Ты его взял?
2 мальчик: - Взял!
1 мальчик:- А где же он?
2 мальчик: - Что?
1 мальчик:- Пряник?
2 мальчик: - Какой?
1 мальчик:- Да такой! Мы с тобой шли?
2 мальчик: - Шли!
1 мальчик:- Пряник нашли?
2 мальчик: - Нашли.
Воспитатель.
Внимание! Внимание! Начинаем пряничное состязание!
«Пряничные загадки»
1. Хоть задрал он кверху нос, но это не всерьёз.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет – убедиться (чайник).
2. В поле родился, на заводе варился.
На столе растворился (сахар).
3. Он пыхтит как паровоз,
. важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится – пригласит чайку напиться (чайник).
4. Мнут и катают, в печи закаляют,
А потом за столом нарезают (тесто).
5. В воде родится, а воды боится (соль).
6. В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода (самовар).
7. Пузатый, носатый на печке сопел
Потом вдруг нечаянно песню запел (чайник).
Воспитатель.
Молодцы! Прошли пряничные состязания на отлично. Пришло время немного поиграть. Игра «Заря – заряница»
Воспитатель.
Знаю, знаю наперёд,
Вы смекалистый народ!
Попробуйте ответить на мои вопросы.
Какие пряники вы знаете? (силуэтные, печатные, вырезные, пряники – домики) (Слайд 9, 10,11,12)
Что раньше использовали вместо сахара, когда пекли пряники?
Какое животное афиняне задабривали пряниками? (Козла) (слайд 13)
Какой пряник выпекался самый большой? Пряник – домик)
Почему пряники назвали печатными? (потому что на них вырезали, рисовали)
Что использовали для печатания пряников? (Доску (слайд 14)
От какого слова произошло название пряника?
Воспитатель.
Пока мы с вами беседовали и играли уже и чай подоспел. Пора пряники пробовать. Нет ничего вкуснее, чем откусывать их по кусочку и запивать горячим ароматным чаем! Приглашаю всех к столу.
Чаепитие с пряниками.
Хозяюшка:
-Окончился праздник, настал расставания час,
Шутили, играли и нас согревали
Улыбки и блеск ваших глаз.
Запомните этот пряника день
А мы не забудем о вас.