Гульнара Исламова
Развлечение в средней группе «Бабушкины забавушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечение в средней группе «Бабушкины забавушки».
Автор: Исламова Гульнара Борисовна, воспитатель МБДОУ № 5 с. Верхние Татышлы, Татышлинского района.
Описание материала: сценарий развлечения предназначен для детей средней группы. Данное мероприятие поможет приобщить детей к русской культуре. Материал может быть полезен воспитателям.
Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
Публикация «Развлечение в средней группе „Бабушкины забавушки“» размещена в разделах
- Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору.
- Создать у детей радостное настроение.
Предварительная работа: Знакомство детей со старинной утварью. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок,чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.
Оборудование: “Русская изба” с предметами быта, деревянные ложки, русский народный костюм.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о русском быте.
Задачи:
• Познакомить детей с жилищем русского народа, с избой, через предметы старинного русского быта.
• Закрепить знания о произведениях русского фольклора.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициями обычаям.
Звучит аудиозапись «Поезд» муз Метлова
Дети едут на поезде.
Ведущая: Посмотрите, какая красивая избушка! Кто же в ней живёт? Вот корзинка, вот косынка, вот фартук. А как вкусно пахнет. Так вкусно пахнет у кого?
Дети: (предлагают варианты ответов)
Ведущая: У бабушки Нюры! Но нашей бабушки Нюры, что-то не видать. Давайте, её вместе позовём. (дети зовут бабушку, она выходит)
Бабушка : Ой, заработалась я – старая совсем стала. Слышу, слышу (из домика)
(выходит) – Ой, сколько ребят ко мне в гости пришло! Да все румяные, да красивые.
Бабушка : (В русском народном костюме встречает детей у входа в музей «Русская изба».) Здравствуйте мои детки, здравствуйте, гости дорогие. Люди свойские, простые. Заходите, проходите, как живу я, посмотрите. Спасибо, что пришли ко мне в гости, присаживайтесь и послушайте, что я вам расскажу.
Ребята, а знаете, куда вы попали? Вы попали в старину, в далекое прошлое ко мне в дом. А дом мой - изба называется. Я хозяйка этой избы, проходите, заходите гости дорогие. Видите, как у меня в избе чисто, половички постелены, тепло. Ой, у вас в доме наверно тоже тепло.
Ответы детей.
А как вы думаете, почему у меня в избе тепло, у меня ведь нет батарей?
Ответы детей.
Конечно, посмотрите, какая у меня печь стоит. Печь в русской избе самое главное. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.
Обращались к ней, как к живой. В старину о ней говорили так:
Ой, ты, печка-сударыня,
помоги нам барыня.
Ты свари, испеки, обогрей,
Освети, полечи и спаси.
В дом богатства неси.
Почему так ласково люди обращались к печке?
Ответы детей.
Бабушка : Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, в печке пекли хлеб, щи да кашу, готовили еду. На печи спали, на лежанке, чтоб тепло было. Вы запомнили, как к печке люди обращались? Давайте повторим такие красивые слова о печке все вместе.
Светло от печи и тепло.
Когда в печи жарко - тогда и варко.
Без печи изба, не изба.
Печка - наше солнышко.
Бабушка : А я любила в детстве, взять книжку со сказками, забраться на печь и читать сказки до самой темноты. А вы любите сказки? А в каких сказках встречается русская печь?
Ответы детей.
Бабушка : Я вам сейчас покажу иллюстрации из сказок, а вы мне, скажите, как называется эта сказка.
(Показывает иллюстрации из сказок, дети отгадывают сказки.)
Бабушка : А вы, знаете, в чем в старину кашу варили? (В чугунке.) А чугунок брали ухватом, чтоб руки не обжечь. А кто знает, какими ложками в старину кашу ели? (Деревянными.)
А из чего эти ложки сделаны? (Из дерева.)
Ложки эти не простые, а расписные, узоры на них красивые. А еще ложками не только ели, но и играли на них. Их использовали, как музыкальные инструменты. Хотите попробовать? Берите по две ложки, а теперь дружно поиграем.
(Дети играют на ложках под рус. нар. мелодию «Белочка».)
Бабушка : Хорошо получилось, молодцы! Давайте уберем ложки в корзину и сядем на лавочки.
Ребята, а вы знаете, что в печи не только кашу, супы да борщи варили, но и еще что-то пекли. Отгадайте загадку:
«Есть такие слова, он всему голова, хрустящей корочкой одет, вкусный, чёрный, белый… (Хлеб.)
С чем вы всегда завтракаете, обедаете, и ужинаете?
Ответы детей: с хлебом.
А какой вы любите хлеб?
Ответы детей.
Давайте мы с вами подумаем и скажем, какой бывает хлеб?
Ответы детей.
Да, хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. А кто знает, откуда хлеб на стол попадает?
Ответы детей: из магазина.
Бабушка : А как он в магазин попал, я вам сейчас расскажу.
Игра: «Зёрнышко»
Воспитатель закатывает одного из детей в платок. Все участники собираются вокруг и начинают аккуратно массировать лежащего, приговаривая:
«Посадили в землю зёрнышко (надавливают кончиками пальцев)
Осенью пошёл дождь (легко барабанят пальцами)
Потом зимой выпал снег (медленно надавливают ладонями)
Весной снег растаял, и потекли ручейки (проводят кончиками пальцев линии)
А затем приехал трактор и всё вспахал (аккуратно тормошат)
И зёрнышко стало расти, расти, расти….(катят ребёнка обратно, освобождают от одеяла)
И вырос наш колосок большой!»
(Когда ребёнок встаёт, все участники аплодируют.)
Раньше зернышко сажали в землю, потом вырастали вот такие колоски.
(Показывает букет из колосков.)
Потом эти колоски собирали руками и отвозили на мельницу. Там зерна перемалывали в муку. Из этой муки замешивали тесто и пекли хлеб в печи. Из печи на стол подавали. Раньше хлеб караваем называли, он был круглый. Хлеб почетом и уважением пользовался.
Хлеб всему голова.
Без хлеба нет обеда.
Бабушка : А теперь для вас загадка.
Ножек четыре,
Шляпок одна,
Нужен, коль станет
Обедать семья. ( Ответ: Стол)
Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место, где семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки.
- От двери до боковой стены избы – широкая лавка стояла. На лавке мужчины занимались хозяйственными работами, а женщины работали за прялкой, за вышиванием, за вязанием. Рядом с лавками стояли сундуки, украшенные разными узорами. В сундуках не только хранили одежду, бельё, ценные вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами, ведь не всем хватало места на печи.
А вот таким утюгом гладили одежду в старину.
- А вот чай готовили в самоваре.
По русскому обычаю обязательно угощали гостей чаем с пирогами, блинами, пряниками, баранками.
Загадки.
1. Если работает она, не будет голодная семья. (Печка.)
2. Книзу узок, вверх широк, не кастрюля… (Чугунок.)
3. Кашу из печи тащит, чугунок очень рад, что его схватил (Ухват).
4. Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой,
Ждёт лошадка у ворот, открывай по шире рот. (Ложка.)
Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками. Позвольте мне угостить вас блинами. Приходите еще в гости, всего доброго.