Ирина Новикова
Развлечение по мотивам русского фольклора с детьми средней группы (4–5 лет) «В гостях у Кузи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Познакомить с историей возникновения ложки.
2. Закреплять названия предметов народного быта.
3. Продолжать знакомить детей с русским фольклором : потешками, песнями, загадками, пословицами и поговорками.
4. Воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре.
5. Развивать внимание, творческое воображение.
Подготовка.
Публикация «Развлечение по мотивам русского фольклора с детьми средней группы (4–5 лет) „В гостях у Кузи“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2013
Декорации и костюмы под старину (деревянная посуда, мебель, заготовки деревянных ложек, краски, куклы бабушки и домового, посуда и угощение для чаепития.
Ход.
Мини сценка не экране.
Изба. Около печи бабка. За столом дед.
Дед. Бабуля, накрывай на стол. Обедать пора!
Бабка. (ставит на стол чугунок, садится рядом).
Дед. А ка же мы есть будем? Неуж-то руками? Каша-то горячая!
Бабка. Ох, и не знаю, что делать, ложки куда-то пропали. Опять, наверное, Кузька наш шалит. Что же нам теперь делать? Без помощи не обойтись.
Воспитатель. Вот такая история, дети, случилась с дедушкой и бабушкой. Кто же подшутил над ними?
Дети. Наверное домовой.
Воспитатель. А кто это такой? (ответы детей).
Домовой за печкой жил,
С ребятишками дружил,
Он хозяйке помогал,
Всех гостей он развлекал.
Он за печкою сидит,
Иногда слегка ворчит.
Воспитатель. Ну и шалунишка наш домовой Кузя! Огорчил дедушку и бабушку. Вы готовы им помочь? Тогда садитесь быстрее в машину времени. Мы отправимся в далёкую старину.
Дети становятся вокруг воспитателя. Звучит музыка.
Дети с воспитателем подходят к избушке. У входа их встречает бабка.
Бабка. Здравствуйте, ребята и девчата! Какие вы нарядные и красивые! Проходите, пожалуйста, в горницу, садитесь поудобнее, в ногах правды нет.
Дети заходят, кланяются, рассаживаются на лавки.
Давайте вспомним, как называлась самая лучшая комната в избе? (горница) Кого в ней принимали (гостей). А почему, когда мы вошли, то поклонились?
Дети. Дверь в избе была низкой, а порог высокий, чтобы не дуло; гостям приходилось кланяться, чтобы шишку не набить.
Слышен шум около печи.
Кто это шуршит?
Бабушка ушла посмотреть. Выходит Кузя.
Кузя. Здравствуйте! Как много детей у вас в гостях сегодня! Сейчас повеселимся! Я вам загадаю загадку. Всех кормлю с охотою, а сама безротая. Что это?
Дети. Ложка!
Воспитатель. Правильно! А кто знает, для чего этот предмет?
Дети. Для еды.
Воспитатель. А что можно ею кушать?
Дети. Суп, кашу, щи.
Воспитатель. А вот давным-давно на Руси у людей не было ложек совсем. Хотите узнать, с помощью чего ели раньше? Так слушайте историю.
Одному гениальному человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать еду из горшка лучше, чем пить через край и доставать руками со дна то, что на нём осталось -- например, мясо или овощи.
Первую ложку человек вытесал из камня (показать камни, дать детям потрогать). Она была неровная и тяжелая. Потом появились ложки из кости. Они были лёгкими, гладкими, уже не ожигали губы во время еды, как каменные. Много позже для богатых людей стали изготавливать ложки из бронзы и серебра. Простые бедные люди ели щи и кашу деревянными ложками. Всё в избе было из дерева и конечно – ложки. Из вырезали из липы. Они были лёгкие, не нагревались от горячей пищи. Носили ложки в специальном мешочке у пояса (пригласить одного ребёнка померить мешочек).
Потом народные умельцы стали ложки расписывать и раскрашивать (показать). Вот такими они стали яркими, красивыми, расписными. Умельцы не только украшали ложки, но и сочиняли песни, потешки о них.
Кузя. Как интересно!
Воспитатель. Кузя, это ты ложки у дедушки с бабушкой забрал? Отдай их пожалуйста.
Кузя. Они мне самому нужны. Хотя… Вы знаете, как нужно просить домового?
Дети. Дедушка-домовой, поиграй и нам отдай.
Кузя. Вот молодцы, ребятки! А что ещё интересного вы про ложки знаете?
Воспитатель. Наши дети знают потешки. Давайте послушаем.
Дети.
Дуйте в дудки, бейте в ложки.
В гости к нам пришли матрёшки.
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.
А вот ложка расписная,
Была у царя такая –
Из неё ничего не прольётся,
Щи из неё вкусней,
Да и каша добрей!
Кузя. Маловато будет! Народ-то на Руси был мудрый, много пословиц и поговорок сложил. Выходите-ка, ребятки, с лукошком и соберите их немножко: я их в лукошко положу, кому хочешь, отнесу. Начинайте-ка, ребята!
Дети говорят пословицы.
Кузя. Молодцы! Много пословиц знаете. До сегодняшнего дня остались ложки из серебра (показать). Во многих семьях сохранился такой обычай, как дарить серебряную ложечку малышу, у которого появился первый зубик. Ребята, а вы какими ложками кушаете? Из чего они сделаны? А какие они, тяжелые или лёгкие? Кто знает, какие они бывают по размеру?
Дети. Маленькие, большие и средние. Маленькая – для чая, чайная, для каши – десертная, для супа - столовая.
Кузя. Всё-то вы знаете! А играть вы любите?
Дети. Любим!
Кузя. Предлагаю поиграть в игру. Называется она «Аюшки».
Кузя прячется за печку, а дети зовут его.
Дети. Кузя! Кузя!
Кузя. Аюшки.
Дети. Где ты был?
Кузя. У бабушки!
Дети. Что принёс?
Кузя. Оладушки!
Дети. Где же они?
Кузя. Под лавкой!
Дети.
Экий, Кузя, ты чудак!
Всё ты делаешь не так!
Кузя. А вы, детки, как?
Дети. А мы бы оладушки на стол положили и съели!
Кузя. Ладно, в другой раз так и сделаю. (Прячется.)
Дети. Кузя! Кузя!
Кузя. Аюшки! (выглядывает).
Дети. Где ты был?
Кузя. У бабушки!
Дети. Что принёс?
Кузя. Сапожки!
Дети. Где же они?
Кузя. А я сделал, как вы велели. На стол поставил и съел.
Воспитатель. Спасибо тебе, Кузя, за игру. Видишь, как ребята развеселились. Ну что, Кузя? Теперь отдашь ложки дедушке и бабушке?
Кузя. Нет. Пусть ребята мне что-нибудь интересное покажут.
Воспитатель. Дети, для чего ещё можно ложки использовать?
Дети. Деревянные ложки служат не только для еды, но и как музыкальные инструменты.
Воспитатель. В хоровод большой вставайте, пляс весёлый начинайте!
Входят под музыку. Трое играют на ложках, остальные обыгрывают песню «Как на тоненький ледок».
Воспитатель. А теперь отдашь ложки?
Кузя. Ладно, держите ваши ложки (сам плачет)
Воспитатель. Кузя, что такое? Почему ты плачешь?
Кузя. Я вам ложки отдал, а у меня ни одной не осталось. Бедный я, бедный, я тоже ложкой есть хочу.
Воспитатель. Не расстраивайся, Кузя. Вы знаете, что раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки. Пряли, вышивали. Любой труд был почё тен: взрослый и детский. Сейчас мы с вами, ребята, распишем ложки для Кузи.
Дети раскрашивают заготовки деревянных ложек. Звучит народная мелодия.
Воспитатель. Молодцы, дети! Какие красивые ложки получились! Тебе нравятся ложки, Кузя? Это тебе от всех детей подарок. Кушай на здоровье и нас вспоминай.
Кузя прощается, убегает за печку. Приходит бабушка.
Бабушка. Спасибо, выручили нас с дедом. Играми да плясками сыт не будешь! Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.
Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.
Самовар в руках несу, прибауточку пою.
Подходит к печке.
Ой, ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня.
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси.
Достаёт из печи калачи, раздаёт детям.
Дети.
Тары, тары, тары, бары,
Выпьем чай из самовара.
С пирогами, ватрушками,
И с блинами вкусными.
Бабушка. Дорогие гости, угощайтесь на здоровье.
Чаепитие с самоваром.
Воспитатель. Понравилось вам у бабушки в гостях? А теперь нам домой пора. До свидания, бабушка, спасибо за гостеприимство. Садитесь в машину времени, поедем обратно в детский сад.