татьяна шустрова
Развлечение «Русские валенки» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечение
«Русские валенки»
Разработала и провела: Воспитатель 1 категории
Шустрова Т. Н.
подготовительная группа «Кораблик» декабрь 2018 год
ЗАДАЧИ:
Образовательная задача Рассказать детям о русской народной обуви – валенках. Дать знания о производстве валенок, их назначении, обычаях, интересных фактах, связанных с этой обувью.
Обогатить словарь детей: катанки, валять, мастер-валяльщик, шерстобитная машина.
Публикация «Развлечение „Русские валенки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Продолжать учить детей играть в народные игры, используя в игре подручные предметы.
Развивающая задача Развивать интерес и желание знать прошлое русских народных предметов. Совершенствовать ловкость, координацию движений, выносливость, ориентировку в пространстве, а также внимание, сообразительность, быстроту реакции.
Воспитательная задача Воспитывать интерес и любовь к народным играм, уважительное отношение к русским традициям. Поощрять проявление добрых отношений друг к другу, желание помочь попавшему в беду.
ПОСОБИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Презентация «Слово о валенках».
Пара взрослых валенок.
Детские валенки с привязанной веревкой (удочка).
Мяч, колокольчик, платок для «Бабы Яги».
Декоративные валенки, разноцветные (парами).
Воспитатель: Сегодня утром у меня произошла встреча, я встретила домовенка КУЗЬКУ
Кузя: Ой, беда-беда, огорчение.
Воспитатель: Здравствуйте, а вы кто такой?
Кузя: Домовой здешний, Кузя.
Воспитатель: А, что случилось?
Кузя: Замерз я – печка не топлена, вода не принесена, еда не приготовлена.
Воспитатель: Так затопи печку, еду приготовь.
Кузя: Дров нет, а на улицу выйти не в чем.
Воспитатель: Не расстраивайся, Кузя, мы тебе сейчас поможем, сапоги теплые принесем.
Кузя: Да вы что, в такие морозы в лес только в валенках можно ходить, сапоги ваши не помогут!
Воспитатель: Почему это Кузе так валенки нравятся? Ребята, а вы что знаете о валенках? Давайте попробуем узнать о них побольше. Хотите? Тогда рассаживайтесь поудобнее, и внимательно слушайте (просмотр презентации).
Текст презентации:
Валенки всегда были лучшей обувью для гуляний зимой – в них праздновали Масленицу, колядовали, водили хороводы, плясали.
[2] Раньше иметь собственные валенки было мечтал каждый молодой парень - ведь девушки больше заглядывались на того, кто в валенках : значит, он - богатый, серьёзный человек. Валенки берегли, передавали из поколения в поколение.
[3] Для русской зимы не придумали ничего более удобного и теплого, чем валенки. [4] А вы знаете, почему валенки называются валенками? (ответы детей). Их так назвали, потому что их изготавливают валянием. Отсюда и слово валенки. А что означает слово валять? (бросать, мять, катать, давить, ворочать, волочить и т. д.)
[5] А вы знаете, как еще называли валенки на Руси? (Нет) В народе валенки называют по-разному : валенцы, волнушечки, выходки, пимы, самовалочки, катанки и чесанки.
[6] Русских солдат зимой обували только в валенки. Вы знаете, говорят, что валенки помогли фашистов победить. Как вы думаете почему? Да, солдаты в них не мерзли и долго могли неподвижно прятаться в засаде, в окопах, дожидаясь наступления.
[7] А как вы думаете, из чего делают валенки? Из овечьей шерсти. А как валяют эту обувь, хотите узнать?
[8] После того как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину (что она делает? Бьет шерсть) - в результате получается тонкое мягкое полотно.
[9] Затем словно из пластилина вылепляют форму валенка, и варят заготовку в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее.
[10] Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока она не станет обычного для валенка размера.
[11] Когда валенок почти готов, его отправляют сушиться, и после сушки остается его только ПОБРИТЬ, чтобы он сделался гладким и блестящим. Делают это на вот такой машине. Так делают валенки сейчас на фабрике, а раньше, когда не было ни каких машин, все делали в ручную. Трудная работа у вальщика?
[12] А полезны ли валенки для здоровья? Какая от них польза? (ответы детей) Оказывается, носить валенки полезно благодаря овечьей шерсти. Она не только греет, но и лечит. Состригают ее с живых овец, и такая шерсть буквально "пропитана" лечебной энергией солнца. Валенки хорошо пропускают воздух и одновременно согревают ноги, успокаивают своим теплом нервную систему и поднимают настроение даже в самые сильные морозы.
[13] Принято считать, что первые валенки появились примерно 200 лет назад недалеко от города Мышкина, расположенный в Ярославской губернии. Сейчас в этом городе есть очень интересный музей «Русского валенка».
[14] В музее не все валенки на один цвет - здесь есть обувь самых разнообразных расцветок и фасонов. Мышкинские мастера и мастерицы украшают валенки мехом, вышивкой, стразами и даже рисуют узоры красками.
[15] В музее можно купить заготовку и самим сделать сувенирный валенок. Эти валенки делали посетители музея.
[16] А вы знаете, что уже несколько лет в городах России проходят соревнования по метанию валенок; а в российских деревнях валенки использовали в качестве подушки; а на Чукотке, где зимой очень холодно, валенки иногда использовали в качестве… почтовых ящиков. А еще из валенка можно смастерить самолетик, паровозик и копилку для денег!
[17] Оказывается, среди валенок есть свои рекордсмены. Самый большой валенок – 146-го размера. Кто мог бы их носить?
[18] В наше время становиться модным носить валенки. Современные модельеры придумывают различные украшения.
[19] А теперь полюбуйтесь!
Воспитатель: Дети, теперь вы согласны с Кузей, что валенки удобная, тёплая, а теперьеще и модная, красивая обувь! Да, ребята, действительно, Кузя прав! Куда же подевались твои валенки?
Кузя: Баба-Яга их утащила, за то, что не захотел я быть в ее избушке домовым. А вместо валенок записку оставила – прочесть сможете? (в записке текст «НЕ ЗАХОТЕЛ ЖИТЬ В МОЕЙ ИЗБУШКЕ – ТЕПЕРЬ ИЩИ-СВИЩИ СВОИ ВАЛЕНКИ В МОЕМ ЛЕСУ»).
Кузя: Да куда ж в лес-то идти босым. Эх, валеночки мои, любимые, не увижу больше вас!
Воспитатель: Не переживай, Кузя, мы сможем тебе помочь. Поможем, ребята? (Да) Жди нас Кузя, а мы отправляемся в лес на поиски валенок! Ребята, повторяйте за мной все движения, путь в лес не близкий.
(Идем в раздевалку и обратно в группу)
Белым снегом замело
Идут, отводя руками воображаемый снег
Все дороги на село.
Все дороги, все пути —
Ни проехать, ни пройти! (удивляются)
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Идут с высоким поднятием ног
Снег, снег, белый снег —
Засыпает он нас всех.
Взмахивают кистями
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег —
Имитируется езда «На саночках»
Мчимся мы быстрее всех.
(В группе на ковре стоит валенок)
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, это же кузин валенок! (берет его в руки).
Голос Бабы Яги: Это кто в мой лес пожаловал. Раскричались, расшумелись, мне, Бабусеньке-Ягусеньке, спать не даете.
Воспитатель: Это мы, ребята из детского сада, решили помочь Кузе валенки отыскать.
Голос Бабы Яги: А, сам выйти без валенок никуда нее может, так помощничков вместо себя прислал. Ну, я вам устрою – такие испытания придумаю, ни в жизнь не справитесь!
Чуфара-муфара, скорей отзовись,
В валенке штучки-дрючки появись!
Воспитатель: Ой, потяжелел то валенок!
Голос Бабы Яги: Пока со всеми предметами из валенка в народные игры не поиграете, заклинание не снимите и второй валенок не найдете. А чтобы вам еще сложнее было, в каждой игре обязательно валенок должен быть! Вот! Ха-ха-ха!
Воспитатель: Ну что, будем Кузины валенки выручать? Задания-то сложные, справимся? Что же в валенке лежит? Маленький валеночек, к нему ещё и верёвка привязана? Как же с этим играть, в какую народную игру? Кажется, я придумала, давайте поиграем в игру «Удочка», только вместо удочки у нас будет валенок! Но для начала вспомним правила игры. «Удочку» можно высоко поднимать (нет, мы её крутим по полу. Пойманная рыбка садится на скамейку. Рыбака я выберу с помощью считалочки про валенки. (Играют 2 раза).
Считалка
Раз валенок, два валенок.
Четыре валенка – пара валенок.
Один аленький,
Другой маленький.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть
Воспитатель: Что же ещё в валенке есть! Посмотрите мяч! В какие народные игры можно играть с мячом? Становитесь в большой круг, под музыку мы будем передавать мяч друг ругу. У кого мяч окажется по окончании музыуки, тот танцует в валенках в центре круга.
Воспитатель: Ребята, посмотрите платок в валенке лежит! Чей это платок, как вы думаете? Давайте с вами подразним Бабу Ягу и поиграем в игру «Баба-Яга». Покажем ей, что мы ни капельки ее не боимся. А чтобы валенок в ней участвовал, Баба Яга ловить вас будет в одном валенке (вытаскивает из валенка мешочек с остальным оборудованием).
«Баба-Яга» становится в дом и отворачивается от нас, а мы в это время идё м к ней и говорим слова:
Баба-Яга, костяная нога
С печки упала, ногу сломала,
Пошла Баба в огород,
Распугала весь народ!
После этих слов дети разбегаются, а Баба-Яга их догоняет, пойманные садятся на скамейку.
Водящего мы выберем с помощью считалочки
Воспитатель: Посмотрите, в валенке лежал еще и мешочек. Что же в нем? Ой, ещё валенки, они разноцветные! И тут Баба Яга напакостила, перепутала все валенки. Вытаскивайте по валенку. Вы будете ходить в любом направлении не наталкиваясь друг на друга, а на слова «Скорей парой становитесь», должны найти пару вашему валеночку и стать вместе по кругу. Будьте внимательны, валенки могут быть одинакового цвета, но с разными рисунками!
Как мы по лесу гуляли,
Себе пару выбирали.
Эй, ребята, не ленитесь –
Скорей парой становитесь! (Проводится игра «Найди пару»).
Воспитатель: Как все пары хороши!
Мы попляшем от души!
(Танцуют русский народный танец «Валенки»)
Воспитатель: Положите, пожалуйста, валеночки по парам на окно, чтобы Баба Яга видела, что мы все сделали правильно. (Дети кладут валенки парами, проверяют правильность подбора).
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что мы справились со всеми заданиями Бабы-Яги, с каждым предметом поиграли в народные игры! В какие народные игры мы сегодня играли? А что нового вы узнали о валенках?
А куда же Баба Яга второй валенок она спрятала? Ой, посмотрите, в мешочке, что-то осталось! Это же волшебный колокольчик, может он нам поможет найти второй валенок!
Его звук, наверняка, сможет нам подсказать: если колокольчик звенит тихо, значит, там валенка нет, а если будет звонить громче - тогда вы идёте в правильном направлении, а когда совсем громко зазвонит, значит, валенок где-то совсем рядом!
Воспитатель: Ура, мы нашли с вами валенки, давайте, скорее, пойдём к Кузе и отдадим ему их! (презентация) Кузя, мы с ребятами справились с заданиями Бабы-Яги, и нашли твои валенки. Держи и больше их не оставляй!
Кузя: Спасибо вам, ребята, что помогли мне найти мои валенки! Я вас хочу отблагодарить и угостить сладостями. А я пошел в лес за дровами. Теперь мне никакой мороз не страшен.
Воспитатель: Спасибо Кузя за угощение, до свидания, Кузя!