Людмила Бурмакина
Театрализованное занятие по теме «Колокола России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике, способствующее их музыкальному и общекультурному воспитанию.
Развитие у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к музыкальной культуре.
Задачи:
Развивающие:
• развитие у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к культуре;
• способствовать формированию начал музыкальной и художественной культуры
• внесение в жизнь ребенка персонифицированных культурных событий;
• оставить яркий эмоциональный след в памяти детей;
• воспитывать любовь к всему исконно русскому и в музыке и в жизни;
Публикация «Театрализованное занятие по теме „Колокола России“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Обучающие:
• познакомить с эталонами искусства;
• познакомить детей с музыкой колокольного звона и определить зачем он нам необходим;
• познакомить с музыкой С. Прокофьева «Вставайте, люди русские»;
• осознать понятие колокол, звонница, колокольня;
• познакомить с героем-войном князем Александром Невским;
Занятие № 1
План занятия :
I.
• вступительное слово о колоколах и колокольном звоне;
• как в России использовали ботало;
• легенда об итальянском монахе и его компанелле;
• наши колокола и музыка колокольного звона;
• звонница и колокольня.
II.
• еще одно предназначение колокольного звона в Древней Руси;
• инсценировка новгородского собрания;
• слушание «Вставайте, люди русские» С. Прокофьева в исполнении хора и симфонического оркестра.
III.
• вспоминаем о чем говорили на занятии.
Ход занятия:
Сегодня мы познакомимся с интересной стороной творчества русского народа – колокольными звонами (показать колокол). Колокол в Древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой беда на Русь нагрянула.
А вы знаете как появились на свет колокола? С незапамятных времен люди приручили разных животных и назвали их домашними. О каких домашних животных я говорю? (ответы детей). Но корову и лошадь нужно пасти летом. Чтобы травку пощипали, на воле походили, воздухом подышали. И чтобы животное не потерялось им вешали на шею звенящий предмет под названием «ботало».
(Слайд № 1, 2)
И поверьте, ботало прекрасно справлялось со своей задачей – отгоняло от стада хищных зверей. Ботало очень похоже на колокольчик, но специально отливать колокольчики стали в далекой Италии. Еще в четвертом веке один итальянский монах заболел, аптек таких как сейчас пока еще не было, лечились травами и монах отправился за ними в лес. Устал, прилег на траву и задремал, и сквозь сон услышал удивительную музыку. Даже не музыку, а перезвон. И от этого удивительного перезвона почувствовал себя лучше. Проснулся, открыл глаза и увидел возле самого уха качается знакомый цветок – колокольчик.
(Слайд № 3).
И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Вернулся в монастырь, сделал копию, отлив ее из металла. А как же назвать этот предмет? – Компанелла. А если перевести на русский язык, то это и будет колокольчик. А что же у нас в России? Сначала звенели вот в такие предметы:
(Слайд № 4).
Но потом стали заказывать у западных мастеров и все время работали над тем чтобы самим отливать колокола. И наконец, в 15 веке наши мастера открыли секрет изготовления колоколов, перестали заказывать их заграницей и даже превзошли западных мастеров. Звон наших колоколов стал гораздо красивее, а народ по-особому, с любовью и гордостью относились к колоколам, а их праздничный звон называли серебристым или сладким малиновым. Давайте послушаем эти звоны.
(Слайд № 5).
Если поставить колокол на стол, будет он звонить? (ответы детей). А что же нужно сделать чтобы звонил? (ответы детей). И по этому для колоколов стали строить звонницы.
(Слайд № 6).
Видите под навесом колокола прикреплены. Каждый колокол своего размера и звенит своим голосом.
(Слайд № 7).
А маленькие колокола звучали изящным голосом – звонко и нежно.
(Слайд № 8)
Ребята, посмотрите я взяла колокольчик и поставила на ладонь, будет он сейчас звенеть? (ответы детей). А что нужно сделать чтобы он звенел? (ответы детей). Правильно, по этому стали строить вот такие звонницы.
(Слайд № 9)
Потом люди подумали, что хорошо бы высоко над землей поднять колокол, чтобы на многие километры звук был слышен, и стали возводить колокольни.
(Слайд № 10)
Колокольни строили выше всех домов и самая известная в России колокольня находится на территории московского кремля. Называется она – колокольня Ивана Великого.
(Слайд № 11)
А самый большой в мире колокол расположился прямо у ее подножия. Его так и называют Царь колокол.
(Слайд № 12)
Он весит 200 тонн, и все кто приходят на экскурсию в Кремль удивляются его размерам. Но голоса его мы никогда не слышали. А как же играют на колоколах. Музыканты управляют колоколами и достигают большого мастерства. Сейчас вы увидите и услышите как музыканты владеют этим искусством.
(Слайд № 13)
Есть и в нашем городе колокольни. В Тамбове сейчас строятся три колокольни. А звучание двух мы можем уже слышать. Колокольня, стоящая в сквере Зои Космодемьянской по высоте в России стоит на третьем месте.
(Слайд № 14)
Давайте вспомним для чего же нам нужен колокольный звон. (ответы детей). Но было на Руси еще одно предназначение - созывать людей на борьбу с врагом, наподдавшим на землю Русскую. Было это в XIII веке. Жестокие татары-завоеватели мучили наш народ. А тут новая беда с севера – лезут на нас шведы. Но наша страна всегда была богата героями. И вот в 1240 году князь Александр Ярославович разбил отряд шведов.
(Слайд № 15)
Битва эта произошла на реке Неве и победитель князь получил за это прозвище Невский.
(Слайд № 16)
А через 2 года крестоносцы захватили город Псков, и двинулись дальше на богатый город Великий Новгород. Встревоженные горожане созвали городское собрание о котором людям сообщил колокол. (Позвонить в колокольчик)
Инсценировка:
Горожанин: Слушайте меня люди вольные Новгородцы. Пришла на Русь беда великая. Проклятые крестоносцы явились из неметчины и захватили Псков, не щадят ни старого, ни малого. Что делать будем?
Парень: А что тут долго думать? Соберем войско! Неужто не сумеем врагам ответить по-русски?
Горожанин: Верно, новгородцы. Только вот беда – нет у нас доброго предводителя. Тот воин и славен да стар, а другой храбр да слишком молод. Долго думали мы со старшинами и решили призвать править войском нашим князя Александра по прозвищу Невский.
Парень: Что за полководец такой выискался? Из каких будет?
Девушка: Молчи уж, невежда. Нынче каждый об Александре слышал. И двух лет не прошло как выиграл он сражение на реке Неве. О том в народе даже песни сказывают:
А и было дело на Неве-реке,
На Неве-реке, на большой воде.
Там рубились в войске воинском
За великую землю русскую.
За собою войско вел Александр
Были силы в войске богатырские.
Как налево махнут – станет улица,
А на право махнут – переулочек.
Не уступим мы землю русскую,
Кто придет на Русь будет побежден.
Горожанин: Да вот он и сам к нам пожаловал. Расступись, народ, дай дорогу полководцу (раздвигаются, уступая дорогу Александру Невскому. В руках у него меч).
Парень: Не хотим Александра! Не люб он нам.
Все: Не люб, не люб.
Александр: Не полюбовником пришел я к тебе, господин Великий Новгород! А пришел из-за того, что беда на Русь надвинулась. И не время сейчас спорить, кто кому люб. Будет войско поведу его. Там, у Вороньего камня, врагов и встретим, отпор держать станем. Будем делать три полка, один полк – засадный. Коли заманим шведов в тяжелых доспехах на наш бой рукопашный, так тем полком засадным и ударим.
Горожанин: Правду говорит князь.
Парень: Ай да Невский, собирай полки, веди нас, Ярославич.
Александр: На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу! Бей колокол новгородский, созывай народ под знамена русские. Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет русская земля.
Муз. рук. : Сейчас мы послушаем с вами хор Сергея Прокофьева «Вставайте, люди русские» в исполнении хора и симфонического оркестра.
(Слайд № 17)
Композиторы в своих сочинениях для оркестра тоже используют колокола, пример мы сейчас слышали. Давайте подведем итог. О каком музыкальном инструменте я сегодня рассказала? Зачем же колокола нужны на Руси? Я надеюсь вам понравилось наше занятие и вы полюбите колокольный звон.
Список использованных источников
1. Давыдова М. А., Агапова И. А. Музыкальные вечера в школе: композиции, сценки, викторины. – М. : Рольф, 2001. – 288с.
2. Мифтахова О. На тройке. Чудеса под Новый год //Музыкальный руководитель 2005 №6., с15-16.
3. Слушание – восприятие музыки. //УМК для музыкальных руководителей ДОУ по актуальным вопросам теории методики музыкального образования детей дошкольного возраста.
4. Захарова Н. М. Использование ИКТ в музыкальном развитии дошкольников. //Web : https://nsportal.ru/
Приложения
Презентация к занятию № 1