АЛЁНА НИКОЛАЕВА
Развлечение для детей подготовительной группы «Казачьи потешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей с малым фольклором Кубани
Программные задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания детей предметов быта и домашней утвари крестьян. Закреплять умение загадывать и отгадывать загадки.
- Закреплять представления детей о кубанском говоре и малом кубанском фольклоре
- закрепить навыки детей игре на детских народных музыкальных инструментах
Развивающие:
- развивать интерес к истории и культуре Кубани,
- развитие культуры национальной речи (кубанского диалекта и говора)
- развитие познавательной активности детей;
Публикация «Развлечение для детей подготовительной группы „Казачьи потешки“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Подготовительная группа
- Потешки для детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- развитие у детей словарного запаса и музыкального кругозора.
Воспитательные:
- Воспитывать нравственно–патриотические чувства у детей, любовь к Родине, повышать любознательность.
- воспитание бережного отношения к продуктам собственной деятельности и деятельности других людей.
- воспитывать уважению к труду хлебороба, пекаря, уважение к хлебу
Словарная работа:
Активизация словаря: рушник, кубанская балачка, слухать, Нахаленок, подбоченясь, балаган, скоморох, варенички, джигитовка, чертополох, постреленок
Оборудование и материал: мультимедиапроектор и экран, ноутбук, презентации к развлечению, детские музыкальные инструменты для оркестра, тесто и начинка для вареников, скалки, доски, фартуки.
Предварительная работа: проведение занятия «Кубанские посиделки на завалинке», рассматривание иллюстраций с изображением ремесленников, ярмарки, проведение дидактической игры «Хлебороб». Экскурсия в городской музей, встреча с народными танцевальными коллективами ТО «Перекресток», народным хором «Горячие Ключи», детскими танцевальными коллективами ДШИ, просмотр видеофильмов и презентаций «Атамань», «Кубань - казачий край», «Мой город».
Ход мероприятия:
Вступление – слова про хлеб-соль.
Танец с рушниками
(девочки танцуют танец, в конце танца – девочка выносит каравай
Она кланяется в пояс публике и произносит)
- Здорово ночевали, казаки и казачки! Я – Амелюшка.
А я умница-разумница,
Про то знает вся улица.
Петух да курица, кот да кошка,
Сосед Ермошка, да я немножко.
Приглашаю всех вас на станичные посиделки – беседы вести, петь да плясать, на игрищах веселиться, шутки, присказки, да прибаутки слухать!
(прикладывает ладошку к уху, задумчиво произносит)
Амелюшка: Что-то не слыхать пока стука копыт… Ан нет! Слышу-слышу! Скачет лихой казак на вороном коне – вот-вот явится!
(звучит фоновая подложка стука лошадиных копыт. Через время появляется на площадке Кузя-Нахаленок, скачущий верхом на палочке, размахивающий игрушечной, или деревянной шашкой. Фонограмма стука копыт продолжает звучать, пока Кузя не проскачет вокруг Амелюшки).
Амелюшка: Вот он! Явился, рубаха грозный! Ты где ж был, постреленок?
Кузя: (не слезая с «коня», гордо подбоченясь)
- На майдане джигитовку малышне показывал! Потом, чертополохам головы рубил.
(показывает как рубил)
- всех начисто извел!
Амелюшка: А где ж твои казаки?
Кузя: А вон они, шашками машут!
Песня «Казачата» (мальчики поют и танцуют с саблями)
Воспитатель: А среди вас, казачата, есть такие, кто умеет верхи бегать, то есть быстро да ловко на коне скакать? А вот мы проверим!
Эстафета «Казачьи скачки» (игроки делятся на две команды, каждый игрок скачет на палочке верхом до ориентира и обратно. В качестве эстафеты предлагаем игрушечную шашку).
Амелюшка: Ой, да взаправду – лихие казаки! А мы вот тут собрались петь да плясать! А ты, Кузя, только и умеешь, что верхом на палочке скакать! А больше-то, поди, ничему и не выучился!
Кузя: А вот и неправда твоя, Амелюшка! Какой же я казак, коли не умею песни играть? Хочешь, давай проверим! Вот ты будешь хоровод водить, а я – песню играть! То-то веселье получится! Ай да любо!
Собирайся, народ,
В наш веселый хоровод.
Песни петь, да плясать,
Всех вокруг забавлять.
(Дети становятся в хоровод вместе с Амелюшкой. Кузя остается в центре круга. Он «скачет» на палочке верхом по внутреннему кругу против движения хоровода)
Песня «Ой-да»
Амелюшка: Любо, казаки и казачки, любо!
(Выбегают два скомороха, говорят по очереди, по строчке, трясут мешком)
1 Скоморох: Открываем балаган! У кого большой карман?
2 Скоморох: У кого звенят монеты, есть товар со всего света!
1 Скоморох: Разыграем лотерею: воробьиных два филея,
2 Скоморох: Дырявый барабан, оторванный карман,
1 Скоморох: Трамвайный билет, фантики от конфет,
2 Скоморох: Дырку от бублика, приготовьте рублики!
1 Скоморох: Наша лотерея без обмана, без ущерба для кармана
2 Скоморох: И душа что пожелает, балаган наш предлагает!
1 Скоморох: А ещё у нас для всех – шутки, песни, звонкий смех,
2 Скоморох: Подходи, не зевай, свой подарок получай.
1 Скоморох: Что в мешке, угадай, но мешок не открывай!
2 Скоморох: Нюхай, щупай, постучи: угадаешь – получи!
Игра «Угадай, что в мешке» для детей и родителей
(в мешке могут быть музыкальные инструменты, игрушки-пищалки, смешные предметы, на которых можно играть)
Воспитатель: Вот так оркестр! Ну, выходите музыканты, покажите своё умение!
Выступает импровизированный оркестр
Амелюшка: А ну-ка, девчата, запоем частушки, да повеселее!
Исполнение частушек
Воспитатель: Весело вы, казачата, играете, да пляшете! А кто помнит, какой праздник у нас в станице скоро? Правильно- мамин день! Весна у нас ранняя, уже и первоцветы в лесу во всю цветут, и мамочки весной хороши, наряжаются, веселятся, ну прям как девчата! В этот веселый денек дарим вам казачью кадриль!
Сценка-игра «Ваня, милый, где ты был?»
Девочки: Ваня, милый, где ты был?
Ваня: Я на ярмарку ходил! Вот купил себе кафтан,
Тут карман и тут карман!
Девочки: Коротенький сюртучок, коротенькие брючки.
Тротуаром он идет и в карманах ручки!
Сеня, милый, где ты был?
Сеня: Я на ярмарку ходил!
Вот купил штиблеты, для зимы и лета!
Девочки: На французском каблуке, с модными носами.
Мы попросим тебя, Сеня, прогуляться с нами!
Леня, милый, где ты был?
Леня: Я на ярмарку ходил!
Кепку модную купил, алу розу прицепил!
Девочки: Черна кепка у тебя с алыми цветами!
Приглашаем на кадриль, потанцуй-ка с нами!
Танец
1 казачок: Ай-да пляс-перепляс!
Весь народ дивился!
Эх, да лихо – не беда,
Всякий пригодился!
2 казачок: Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка в тарантас.
Повезу свою казачку
Всем соседям напоказ.
(Музыка, мальчики садятся вместе с девочками попарно)
Воспитатель: Уж какие наши мамы хозяюшки, да мастерицы. Ребята, а умеют ли ваши мамы варенички лепить кубанские?
(приглашаются дети вместе со своими мамами)
Конкурс «Налепи вареничков»
(начинка разнообразная: кому что достанется (банан, соль, огурец и т. д.) важно использовать все)
Воспитатель: Ну вот, дорогие ребята и родители, мы с вами и повеселились, добрую старину вспомнили и традиции казачьи. Пора нам всем угоститься! Мамочки-рукодельницы приготовили для вас настоящие кубанские вареники! (выносят мамы) Здесь и с картошкой есть и с капустой, и с творогом! На всех хватит! Давайте закончим наш праздник задорной пляской.
Танец «Варенька»
(во время пляски родители накрывают столы)