Елена Домарева
Дидактический развивающий игровой комплекс «Юный пожарный»
▼ Скачать + Заказать документы
Домарева Елена Николаевна, воспитатель,
Салькова Елена Викторовна, воспитатель,
Счастливова Алина Игоревна, воспитатель
МБДОУ ДС № 14 «Солнышко»
г. Старый Оскол
Огонь с древних времен интересовал человека. С одной стороны, огонь – друг человека, а с другой может быть врагом. В современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий – ураганов, наводнений, пожаров.
Темочки:
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Игры, дидактические пособия, макеты
- Пожарный. Знакомство с профессией
- Темочки
Особую тревогу мы испытывают за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Часто причиной пожара является детская шалость. Желание открывать что-то новое, непосредственность часто ставит детей перед реальными опасностями. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Многие дети не знают правил соблюдения пожарной безопасности и правил поведения во время пожара. Дети – самая незащищенная часть населения. Они чаще всего страдают из-за собственной беспечности и неосмотрительности. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности.
Актуальность
Данная проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных. Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства.
Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить возгорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков осторожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
Для ознакомления воспитанников с правилами пожарной безопасности в детских садах создается разнообразная предметно-развивающая среда. Данную среду мы предлагаем пополнить развивающимся игровым комплексом «Юный пожарный».
Новизна заключается в использовании авторского игрового комплекса «Юный пожарный» для обучения детей правилам пожарной безопасности.
Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношение к выполнению правил пожарной безопасности.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
Образовательные:
- познакомить с профессией пожарного, его экипировкой и обязанностями;
- дать понятие детям, что огонь может полезным и опасным;
- прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара и чрезвычайных ситуаций;
- формировать знания об элементарных действиях по тушению возгорания.
Развивающие :
- формировать умение реально оценивать возможную опасность;
- помочь детям запомнить правила пожарной безопасности;
- формировать осторожное отношение к предметам, являющимися повышенным источникам пожарной опасности.
Воспитательные:
- воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем;
- воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Формы работы с авторским игровым комплексом «Юный пожарный» – индивидуальная, подгрупповая, коллективная.
Методы и приемы работы с авторским пособием:
- беседа, рассказ («Правила поведения при пожаре», «Спички – не игрушка, огонь – не забава!», «Труд пожарных», «Причины пожара», «Важные телефонные номера»);
- дидактические игры («Пожарный щит», «Помоги пожарному одеться на пожар», «Огонь – друг или враг человека?», «Пожарная техника», «Знаки пожарной безопасности», «Опасные предметы», «Хорошо – плохо»);
- проблемные ситуации («Почему случился пожар?», «Что будет, если зажечь спички…», «Если не потушить костер…», «Если я не позову на помощь…», «Если нет воды…» ;
- чтение художественной литературы,
- инсценировка стихотворений и сказок,
- моделирование игровых проблемных ситуаций,
- сюжетно-ролевые игры («Пожар в лесу», «Пожар в высотном доме», «Спасение попавших в пожар», «Пожарные на учениях»).
Целевая аудитория: дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Назначение: для организации развивающих игр и создания игровых зон в детских учреждениях.
Описание методического пособия.
Данное пособие выполнено в переносном варианте и предназначено для развития речи, моторики; формирования норм и правил безопасности; закрепления знаний о пожарной безопасности, о профессии взрослых, а также для социализации детей.
Развивающий игровой комплекс изготовлен из толстого картона, для яркости и привлекательности, обтянут тканью красного и белого цвета.
Пособие безвредно для здоровья детей, отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Игровое пособие представляет собой мобильный «сундучок» на колесах с вертикальным стендом и атрибутами для пожарного щита. Все атрибуты крепятся на клипсы для полипропиленовых труб, что позволяет с легкостью их снимать и крепить обратно на стенд. Весь набор инвентаря выполнен из подручных материалов. Данный стенд поможет наглядно изучить правила обращения с противопожарным инвентарём.
Внутри «сундучка» - выдвижной ящик. В нем имеются различные карточки, конверты с сюжетными картинками и дидактическими играми, раскраски, развивающие книги (Приложение).
Основная часть «сундучка» наполнена атрибутами к сюжетным играм (кнопка пожарной тревоги, пожарная лестница, пожарный рукав, ведра, огнетушители, лопаты, рации, телефоны, макеты домов, огоньки, имитирующие пожар и другие элементы, которые позволяют создать имитацию реальных событий, что вызывает у детей повышенное внимание и интерес к изучению основ пожарной безопасности.
В состав игрового комплекса так же входят запрещающие знаки, эвакуационные знаки и знаки пожарной безопасности, которые помогают детям ознакомиться со значением знаков безопасности и предоставляют возможность научиться применять их в повседневной жизни.
С тыльной стороны игрового комплекса на крючках располагаются костюмы для сюжетных игр.
Игровое пособие безопасное, практичное, лёгкое и мобильное в использовании, многофункциональное, эстетичное. Оно охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности, что соответствует ФГОС ДО. Главный принцип использования пособия - доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Игровой комплекс можно дополнять играми разного уровня сложности, а также убирать игры, в которые дети с легкостью уже умеют играть.
Практическая значимость
Развивающий игровой комплекс «Юный пожарный» будет полезен педагогам дошкольных образовательных организаций, родителям, а также студентам педагогических учебных заведений.
Наше пособие пользуется у детей популярностью. Дошкольники с удовольствием включаются в игры, моделируют и решают проблемные ситуации, рассматривают сюжетные картинки и иллюстрации. Ведь так здорово и почетно быть пожарным или спасателем МЧС.
Практика работы с пособием позволяет сделать вывод о том, что работа с пособием дает положительный результат:
- дети знают, как правильно вести себя в экстремальной ситуации;
- умеют набирать номер телефона пожарной части, ведут диалог с диспетчером по телефону;
- умеют четко называть свой адрес;
- знают средства пожаротушения;
- умеют правильно действовать в случае обнаружения пожара;
- знают о профессии пожарного;
- осознанно выполняют правила противопожарной безопасности;
- появилось умение контролировать свое эмоциональное состояние.
Заключение
Основываясь на опыте использования игрового комплекса можно сказать, что его систематическое использование имеет большое практическое значение по формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
Данное пособие является средством развивающего обучения, помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.
Литература:
1. Аралина Н. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. 2007.
2. Белая К. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2001
3. Прилепко Е. Пожарная безопасность для дошкольников. М. 2008.
4. Шорыгина Т. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2008.
5. Шорыгина Т. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. М. 2007.