Боброва Елена Анатольевна
Развивающая предметно-пространственная среда старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда – важная часть образовательной среды. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда старшей группы» размещена в разделах
Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».
Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности: рабочая; активная; спокойная.
Содержательно-насыщенная – средства обучения, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благополучие детей; возможность самовыражения детей.
Трансформируемая – возможность изменения развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной
ситуации, интересов и возможностей детей.
Полифункциональная – возможность разнообразного использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды в
разных видах детской активности.
Доступная – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности.
Безопасная – соответствие элементов развивающей предметно-пространственной среды требованиям СЭС, пожарной безопасности и
охране жизни и здоровья детей.
Оборудование группового пространства нашей группы соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
Преобладающее количество мальчиков повлияло на создание развивающей среды. Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. В уголке для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Кухня». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.
В развивающей среде группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков (центров развития) :
• уголок для сюжетно ролевых игр;
• уголок для театрализованных игр;
• книжный уголок,
• уголок настольно печатных игр;
• уголок природы и экспериментирования;
• спортивный уголок;
• уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования);
• уголок конструктивной деятельности.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Созданная нами развивающая предметно-пространственная среда служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие всех видов деятельности, обеспечивает «зону ближайшего развития» ребенка, развивает творческие способности, а так же формирует личностные качества воспитанников и их жизненный опыт.