Шершнева Ольга
Развивающая предметно-пространственная среда группы
▼ Скачать + Заказать документы
Вариативность
Вариативность среды выражается в периодической сменяемости игрового материала в группе, появлению новых предметов, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей: например, некоторые игры и пособия убраны в шкаф, но в какой – то период времени мы достаём их, а немного надоевшие игрушки убираем, для детей они становятся «новыми». Также огромную радость приносят «новые» игрушки из методического кабинета или соседней группы. Наполнение развивающей предметно – пространственной среды в моей группе соответствует интересам мальчиков и девочек, постоянно обогащается с учетом их потребностей и ориентацией на «зону ближайшего развития» : периодически обновляется мебель, перекрашиваются стены, меняется оформление спальни, приемной, обновляются потолочные модули. Также при организации предметно-развивающей среды учитываю индивидуальные и возрастные особенности детей 2-3 лет, создаю ситуацию выбора, стараюсь обеспечить воспитанникам богатство сенсорных впечатлений, зрительный комфорт (например, с учётом рекомендаций педагог – психолога подобраны цвета стен группы и спальни).
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда группы» размещена в разделах
В группе имеются центры развития, которые обеспечены разнообразным материалом и оборудованием, обеспечивающим свободный выбор детей: центр природы «Зелёный сад», центр книги «Бабушкины сказки», сенсорного развития «Развивашка», центр конструирования «Мы - строители», спорта «Здоровишка», творчества «Волшебный карандаш», центр мальчиков и девочек «Мои игрушки», центр музыкальной деятельности «Весёлые мелодии», театральной деятельности «Теремок». Для стимулирования разнообразной активности детей, игровой материал в этих центрах периодически меняется.
Доступность
Большинство игровых материалов и пособий становятся в свободном доступе для детей только ближе ко второй половине учебного года. В первой половине учебного года часть игр и пособий достается по мере необходимости, с учетом развития психических процессов малышей и требований безопасности (кисти, карандаши, мозаики). Сюжетные игры, шнуровки, книги, машины, куклы, театры - все это доступно малышам, находится в шкафах, стеллажах и полках с учетом их роста. Совместно с детьми мы выработали правила и порядок использования тех или иных материалов и игрушек, что позволяет правильно и рационально использовать их в зависимости от образовательной ситуации. Конечно, малыши не всегда помнят о соблюдении этих правил, но я постоянно напоминаю, собственным примером демонстрируя правильное отношение к игрушкам, предметам и пособиям.
Безопасность
Вся мебель в группе изготовлена из безопасных сертифицированных материалов, надёжно закреплена, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов, мебель закреплена. Весь игровой материал обрабатывается в соответствии требованиям СанПин, производится их регулярный осмотр с целью выявления трещин, сколов, поломок. Сломанные игрушки немедленно убираются, порванные книги и пособия ремонтируются. Участок ежедневно очищается от веток, грибов, других опасных предметов.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Окружающая среда позволяет им выбирать занятия по интересам, а воспитателю – направлять детскую деятельность. Создавая различные зоны и уголки, предлагаю дошкольникам заняться любимым делом (рисованием, конструированием, игрой, реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и самовыражении. Наблюдая за детьми, получаю много интересной и ценной информации. Это помогает вдумчиво и рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем, а также предоставляется возможность для творческой самореализации и организации образовательного процесса на новом качественном уровне.