Наталья Буркова
Развивающая предметно-пространственная среда
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду дети проводят много времени, здесь они растут, развиваются, обучаются. С этой целью реализуется образовательная программа с задействованием развивающей среды. Окружающее ребенка пространство помогает воспитанникам быть здоровее, умнее, добрее. Развивающая среда стимулирует работу фантазии, мышления, логики и органов чувств. Ее формирование рекомендовано в рамках реализации программы ФГОС.
Цели и функции организации развивающей предметно-пространственной среды
Согласно требованиям ФГОС, развивающая предметно-пространственная среда формируется с целью максимальной реализации образовательного потенциала пространства группы или участка. В процессе обучения и воспитательной работы дети должны иметь возможность задействовать все имеющиеся предметы, используя их для обучения и развития.
Развивающая среда выполняет несколько функций:
Информационная. Все предметы, мебель и оборудование должны знакомить ребенка с окружающим миром, предоставлять какую-то важную информацию. Начинается с самого простого – с знакомства с формами, цветами, далее задачи усложняются, ребенок получает более сложную и важную информацию.
Стимулирующая. Развивающая среда стимулирует к получению знаний и исследованию. Для этого используются яркие, интересные детям предметы, развивающие и сенсорные игрушки, которые хочется потрогать.
Развивающая. Во время обучения задействуются предметы с целью развития определенных навыков у ребенка. Это могут быть интеллектуальные или физические способности.
Развивающая среда важна для детей всех возрастов. Она должна присутствовать у ребенка с рождения и до окончания школы.
Принципы построения предметно-развивающей среды
При формировании развивающей среды педагоги должны ориентироваться на требования ФГОС, санитарно-гигиенические и экологические правила.
Согласно санитарным требованиям и нормам, в группе детского сада должно быть несколько помещений:
приемная (раздевальная) для переодевания и хранения верхней одежды;
групповая для игр, занятий, приема пищи;
спальня для сна;
буфетная (кухня) для хранения и мытья посуды;
санузел.
Если у детского сада есть возможность, то группам предоставляются дополнительные помещения, где организуется живой уголок, сенсорная комната, лаборатория. При отсутствии такой возможности в групповой выполняется зонирование помещения для создания уголков разных видов деятельности.
Для организации развивающей среды используется все доступное пространство. При этом важно учитывать, что некоторые виды деятельности проводятся в отдельных помещениях, предназначенных для всех детей ДОУ (музыкальный и физкультурный зал).
Предметно-пространственная среда формируется по принципу небольших огороженных тематических подпространств. Это создает условия как для самостоятельной, так и групповой деятельности. Обязательно присутствие уголка уединения, где ребенок может побыть в одиночестве при плохом настроении.
Первая младшая группа
Детям в возрасте 2-3 лет нужны подвижные игры для физического развития. Основной акцент делается на обустройстве спортивного центра, который может располагаться в спортивном зале или группе, если позволяет место. При обустройстве группе для малышей обязательно соблюдаются правила безопасности, поскольку высокая активность детей может стать причиной серьезной травмы.
Игры и игрушки для воспитанников первой младшей группы не должны содержать мелких детей. Обязательно присутствие предметов для сенсорного развития, изучения цветов и форм.
Вторая младшая группа
Детям в возрасте 3-4 лет нужны предметы для сюжетно-ролевых игр. На этом этапе жизни малыши подражают взрослым, повторяют за ними повадки, движения, выражения. Эту особенность педагоги используют с обучающей целью, чтобы научить ребенка обращаться с животными, соблюдать правила безопасного поведения.
Во второй младшей группе акцент делается на крупные игрушки, конструкторы, изобразительное искусство. Располагаются предметы на открытых полках, чтобы каждый ребенок мог достать нужную ему игрушку.
С 3 лет дети учатся вести счет, продолжают изучать цвета и формы. С этой целью создается математический уголок.
Средняя группа
В 4-6 лет потребность играть в сюжетно-ролевые игры достигает своего пика. Дети наряжаются в парикмахеров и врачей, мальчики становятся пожарными и полицейскими. В этом возрасте дети разделяются на маленькие группы по интересам, где происходит активная игра по задуманному сюжету. Такие занятия поощряются, создаются уголки с театральной одеждой, куклами, мягкими игрушками, игрушечной мебелью, посудой.
Игрушки для средней группы подбираются небольшие, но разнообразные. Обязательно присутствие конструкторов для развития мелкой моторики, песка и других природных материалов.
Подготовительная группа
Дети в возрасте 6 лет переходят в завершающую, подготовительную группу в детском саду. Они уже почти школьники, у них есть определенные увлечения, многие занимаются спортом или ходят в развивающие кружки. В этом возрасте важно подготовить детей к новому жизненному этапу и переходу в школу.
Дети в подготовительной группе развиваются интеллектуально и физически, продолжают активно играть в сюжетно-ролевые игры. Повышается интерес к изобразительному искусству, творчеству, конструированию. Педагоги могут вовлекать детей в процесс создания развивающей среды.
Какие уголки могут быть созданы?
Для формирования развивающей среды в группе детского сада могут быть созданы следующие уголки:
для ролевых игр – тематические игрушечные наборы, куклы, декорация;
театральный уголок – ширма, нарядная театральная одежда, пальчиковые куклы;
книжный уголок – стол и стулья, книги, наборы картинок;
уголок сенсорного развития – игрушки разных форм, интерактивное оборудование;
дидактический уголок – обучающие пособия, головоломки;
уголок ИЗО – краски, кисти, альбомы, карандаши, фломастеры, трафареты;
природный уголок – комнатные растения, природные материалы;
исследовательский уголок – микроскоп, пробирки, материалы для исследования;
спортивный уголок – инвентарь для активных игр и спортивных занятий.
Количество уголков зависит от размеров группы, но нужно попробовать разместить максимальное количество игровых предметов и принадлежностей, чтобы у детей был хороший выбор.