Мария Ермакова
Развивающая игра «Зрительный диктант»
▼ Скачать + Заказать документы
Как отмечал П. Ф. Лесгафт, каждая сознательная работа требует серьезного понимания значения пространства и времени и умения справляться с этими соотношениями. Для понимания проблемы речевых расстройств у детей этот вопрос имеет существенное значение, так как недостаточная сформированность пространственно-временных представлений скажется у дошкольников на формировании грамотной связной речи, а у школьников на процессе формирования навыков чтения и письма. Ведь известно, что для полноценного овладения письмом ребенку необходимо взаимно трансформировать пространственную последовательность графических знаков и временную последовательность звуковых комплексов.
Публикация «Развивающая игра „Зрительный диктант“» размещена в разделах
Развивающая игра «Зрительный диктант»
Цель: Предупреждение и коррекция специфических ошибок, связанных с нарушением оптико-пространственных дифференцировок.
Задачи: Развивать пространственную ориентировку и пространственные представления о расположении объектов по горизонтальной оси. Развивать умение ориентироваться на плоскости. Развивать умение самостоятельно и активно употреблять в своей речи предлоги и слова, отражающие пространственное положение предметов («дальше», «ближе», «за», «перед», «между» и т. п.).
Используемые материалы: наборы геометрических фигур из цветного и белого картона, карточки с геометрическими фигурами, чистые двусторонние (одна сторона белого цвета, другая – светло-коричневого) карточки по количеству учащихся, фишки красного и синего цвета. (смотри приложение)
Дополнительное условие: При работе с цветными фигурами используется белая сторона карточки, при работе с белыми – цветная.
1 вариант. Детям раздаются вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры (квадраты, круги, овалы, треугольники, прямоугольники, ромбы). Величину и цвет учитель-логопед определяет сам. Число наборов должно соответствовать количеству детей на занятии. Педагог предлагает вниманию детей одну карточку. Задача детей запомнить последовательность расположения геометрических фигур на карточке. На это отводится определенное время. Затем карточка убирается и дети должны по памяти разложить на лежащих перед ними пустых карточках свои геометрические фигуры. После выполнения задания дети, с помощью слов «дальше», «ближе», «за», «перед», «между» поясняют месторасположение определенной фигуры. Далее игра повторяется с другими карточками. Если ребенок с первого раза правильно выполнил задание, он получает красную фишку, если со второго – синюю. В конце игры подводится результат.
Педагог может усложнить игру, предложив детям поиграть с белыми фигурами. Дети, соответственно, переворачивают чистую карточку цветной стороной вверх.
2 вариант. Тоже самое, что и вариант 1, только ребенок должен назвать вслух по памяти расположение геометрических фигур на данной карточке.
3 вариант. Положить перед ребенком карточку с изображением геометрических фигур. Попросить назвать какая фигура изображена первой, какая второй… какая последней.
4 вариант. Положить перед ребенком карточку с изображением 5 фигур. Попросить ребенка назвать какая фигура изображена между… к примеру квадратом и треугольником. Для начала ребенок должен положить палец одной руки на одну фигуру – квадрат, палец второй руки положить на фигуру – треугольник, так ребенку будет легче понять и определить какая же фигура находится между двумя этими фигурами.
Приложение
: