Юлия Забабурина
Развивающая игра «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 484 комбинированного вида»
630112, город Новосибирск, ул. Селезнева, 48а, т. 224-02-13
ПАСПОРТ
Развивающей игры
«Космическое путешествие»
Для детей 5-7 лет с ЗПР
Автор-исполнитель
Забабурина Юлия Владимировна
учитель-дефектолог высшей
квалификационной категории
Новосибирск, 2020
Название пособия: развивающая игра «Космическое путешествие».
Публикация «Развивающая игра „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Игры, дидактические пособия на космическую тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2020
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.
Необходимость создания пособия: познавательное развитие – является значимым компонентом формирования «картины мира» ребенка, оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка элементарных математических представлений. Поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности в целом.
Математическая подготовка детей с ЗПР имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации.
Дети старшего дошкольного возраста с ЗПР выявляют недостаточную подготовленность к изучению математики из-за более низкого уровня исходных математических знаний, чем у детей в норме. У детей с задержкой психического развития не сформированы предпосылки к математической деятельности, отмечается отсутствие интереса к выполнению математических заданий, нецеленаправленность действий, низкий уровень самостоятельности, недостаточная критичность по отношению к результатам своей деятельности, слабое внимание к содержанию заданий.
Часто дети с ЗПР механически, неосознанно запоминают порядок следования чисел до 10, у них наблюдается «безытоговый» счет. Иногда обнаруживается прямая зависимость счетной деятельности от ярких внешних характеристик предметов и их пространственного расположения: при количественном сравнении групп предметов решающими выступают цвет, форма, размер, расположение в пространстве. Большие трудности возникают при установлении соответствия между множествами, отсутствие умения оперировать множествами.
Дети с ЗПР с трудом запоминают цифры, недостаточно усваивают последовательность чисел в числовом ряду, не могут свободно в нем ориентироваться. Поэтому их затрудняет обратный счет, они не могут «оторваться» от единицы и называть числа, начиная от заданного.
Несовершенство зрительного восприятия приводит к тому, что дошкольники не узнают цифры и геометрические фигуры, если они предъявлены в непривычном ракурсе, в перевернутом положении, нечетком графическом изображении или если объекты перечеркнуты, либо закрывают друг друга. Ограниченность объема внимания, повышенная отвлекаемость детей с ЗПР приводят к тому, что они не видят многого из того, что им показывает и объясняет педагог. Слабость мыслительных операций препятствует выявлению основных существенных признаков объектов, установлению связей и зависимостей между явлениями.
Недостатки всех видов памяти, особенно произвольной, выражаются в том, что дети в состоянии запоминать лишь небольшие порции информации; для них требуется чаще повторять материал, помогая им овладеть приемами запоминания. Они склонны механически заучивать материал без его понимания и рационального применения на практике.
Все эти особенности дошкольников, имеющих задержку психического развития, создают для них повышенные трудности в овладении математикой, что в свою очередь, затрудняет познание ребенком окружающего мира.
Чтобы ребенок с ЗПР овладел математическим мышлением, запомнил цифры и числа и была создана эта развивающая игра.
Новизна игры заключается в том, что она обладает широкими возможностями. С помощью данной игры можно не только развивать математические способности, но и формировать высшие психические функции.
Цель игры: формирование элементарных математических представлений, высших психических функций.
Задачи:
- Способствовать расширению представлений детей о нашей солнечной системе.
- Формировать элементарные математические представления (знание цифр, арифметические действия и т. д.).
- Развивать высшие психические функции (зрительное и слуховое внимание, зрительную память, логическое мышление).
- Формировать умение следовать определенным правилам, получать опыт победы или проигрыша.
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре.
Описание пособия:
В комплект игры входят:
1) Карты – 100 шт,
2) Игровое поле – 5 шт,
3) Жетоны – звездочки для игры– 64 шт.
4) Карты с заданиями – 55 шт.
5) Правила игры.
Ход игры:
Игрокам раздаются игровые поля, с помощью считалочки определяется, кто из игроков будет ходить первым.
Считалочка:
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз,
Венера – два-с,
Три – Земля,
четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех – Плутон.
Кто не видит – выйди вон.
Далее ведущий кладет на стол колоду карт рубашкой верх. Первый игрок берет карту, и выполняет действие, в зависимости от того, что на ней изображено.
Карта «УГОСТИМ ГОСТЕЙ».
Если выпала такая карта, необходимо убрать с игрового поля нужное количество звезд.
Если вам выпала подобная карта в тот момент, когда игровое поле пустое - оставляем ее у себя и после того, как на игровом поле появится нужное количество звезд, убираем их.
Карта «НАПОЛНЕНИЕ».
Если выпала такая карта, то наполняем свое игровое поле звездами в соответствии с количеством звезд, выпавшем на карте.
Карта «ГАЛАКТИКА».
Супер карта, в колоде находится всего три таких карты. Если выпала такая карта, то нужно положить на игровое поле указанное количество звезд.
Побеждает тот, кто первым заполнит звездами игровое поле.
Рекомендации по использованию игры:
1. Данная развивающая игра предназначена для детей дошкольного возраста с ЗПР.
2. Игра «Космическое путешествие» может использоваться как на занятиях по ФЦКМ, ФЭМП, развитию речи, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.
3. Данная игра способствует закреплению знания цифр и арифметических действий (сложение, вычитание)