Лучший педагог года

Развивающая игра как метод речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Гузель Исаева
Развивающая игра как метод речевого развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

В играх детей третьего года жизни уже проявляются те черты, которые получают развитие впоследствии : подражание взрослым, создание игровых образов, стремление активно действовать, знакомиться с окружающим. На третьем году начинает развиваться воображение, в игре появляется роль, а к концу третьего года несложный сюжет. В этот период происходит переход к настоящей дошкольной игре. Ребенок третьего года жизни способен ставить в игре посильную цель, прилагать усилия к ее достижению, находить способы выполнения задуманного. В этом возрасте развиваются мышление и воображение. Усвоение новых знаний также происходит значительно успешнее в игре, чем на учебных занятиях, так как обучающая задача в ситуации игры усваивается ребенком легче и более понятней в игровых действиях. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. И если на занятии ребенок выполняет задание данное взрослым, которое он должен обязательно решить, то в игре он решает свою собственную задачу самостоятельно, увлеченный игровым действием. Поэтому в дошкольной педагогике и психологии огромное значение придается развивающим играм (дидактическим, играм с правилами и др.).

Публикация «Развивающая игра как метод речевого развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Как считает З. М. Богуславская и Е. О. Смирнова: «развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий» 3;5.

Развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, т. е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта:

1) познавательный, т. е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;

2) воспитательный т. е. способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В обоих случаях цель развивающей игры формулируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка.

Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую водится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл их деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки.

Замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других – выполнить определенные движения, в третьих – обменяться предметами и т. д.

Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, т. е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение.

Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для обучения и развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла.

И, наконец, важной особенностью игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу. Игровые правила бывают двух видов: правила действия и правила общения.

В современной психологии применению развивающих игр в младшем дошкольном возрасте придается особое значение. Именно в этом возрасте развивающие игры вызывают качественные изменения в психике ребенка, содержат разносторонние условия для формирования мышления, внимания, воображения, речи и т. д. Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, он будет в тягость сверстникам. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Знаковая функция пронизывает все стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещения одних предметов другими. Предметы – заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности (предмет человеческой культуры, имеющий фиксированное функциональное назначение; игрушка, выступающая в качестве условной копии реального предмета; полифункциональный предмет из природных материалов или созданный человеческой культурой и др., выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности. Название одним и тем же словом отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысливаемых через замещения. Тем самым открывается еще один путь познания. Кроме того, предмет – заместитель (знак отсутствующего) опосредствует связь отсутствующего предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.

В игре ребенок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом; иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.

Индивидуальные условия знака и иконические знаки в игре берут на себя функцию отсутствующего предмета, который они замещают. Разная степень приближенности предмета – знака, замещающего отсутствующий предмет, и замещаемого предмета способствуют отработке знаковой функции речи: опосредствующая взаимосвязь «предмет – его знак – его наименование» обогащает смысловую стогну слова как знака.

Действия замещения, кроме того, способствуют развитию у ребенка свободного обращения с предметами и использования их не только в том качестве, которое было усвоено в первые годы жизни, но и по-другому (чистый носовой платок, например, может заменить бинт или летнюю шапочку).

Как и на предыдущем возрастном этапе, в возрасте 3-4 лет у детей идет процесс осваивания всех грамматических категорий родного языка. Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. Поэтому, именно в младшем дошкольном возрасте большое значение придается развивающей игре, которая оказывает на развитие речи детей младшего дошкольного возраста положительное воздействие. Практически во всех развивающих играх дети встречаются с игровыми действиями, в которых активно участвуют и речь и мышление. Эти два важнейших психических процесса неразрывно связаны друг с другом.

Развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста как считают З. М. Богуславская и Е. О. Смирнова должны идти по нескольким направлениям 3;157. Это и отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи, т. е. умения выразить свою мысль словами и формирование речевого мышления. Поэтому выбор игр для педагога является делом серьезным и ответственным, и должен приносить широкий общеразвивающий эффект. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. При решении задач по развитию речи педагог должен подбирать игры по отработке артикуляции и уточнении произношения трудных для малышей звуков, причем акцент в них делать на интонационной выразительной речи, которая как правило, страдает у малышей; игры на развитие пространственных представлений ребенка и на усвоение их словесного обозначения. В увлекательных сюжетных ситуациях дети усваивают значение основных предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения предметов (близко, далеко, впереди, позади, напротив, рядом, и сразу же закрепляют знания. Это обогащает словарь ребенка и развивает его пространственные представления.

Как отмечают психологи, педагоги дети очень любят игры с движениями и действиями (реальными или воображаемыми). В большинстве таких игр действие связано со словом. Связь речи и движения является основной развития мышления ребенка : словесное выражение свих действий способствует их осознанию и пониманию, а движения и воображаемые действия наполняют слова конкретным содержанием. У ребенка, находящегося под впечатлением от услышанной сказки, возникает естественное желание показать, как шел, переваливаясь, медведь, как рычал зайчик, лягушка, как бежала мышка. Это можно сделать в пластических этюдах, где выразительное движение сопровождается метким словом: лисичка красивая, легкая, игривая; медведь тяжелый, косолапый, неповоротливый; лягушка прыгает, растопырив лапы, шлепает по болоту; заяц скачет испуганно, прижав уши, удирает от лисы, несется, мчится. Такие небольшие пластические этюды можно выполнять либо коллективно, либо индивидуально.

В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии сего смыслом. Это игры и упражнения на подбор синонимов и антонимов, сравнений и определений. Таки образом, одним из ведущих направлений выступает формирование навыков точного словоупотребления, что в целом определяет культуру речи.

Большой эффект привносят совместные с взрослыми инсценированные представления и игры – драматизации. В них текст художественного произведения, прежде всего сказки, создает естественную канву, план для совместной деятельности, предоставляет готовые высокохудожественные образцы языка и речи. Вместе с тем игра побуждает ребенка к импровизации, позволяет брать из литературного источника только то, что ему нравится, что соответствует его внутреннему миру, далее привлекает к рассказыванию-драматизации детей, задавая вопросы, подсказывая реплики, побуждая к действиям. Беря на себя роль, ребенок старается подражать поступкам, манерам, речи своего героя. Игровые действия ребенка всегда реальны, а вот выразительность действий и речи достигается естественно, без специальной выучки, если дети захвачены сюжетом, вошли в роль, поняли и почувствовали ее. В создании образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Если малыши активно включатся в игру, предоставляем им возможность импровизировать самостоятельно.

Первое разыгрывание сказки совсем не похоже на театрализованное действие. В нем могут участвовать две бабки, три мышки. Каждый исполнитель говорит, что захочет и когда захочет, не по порядку. После такого ознакомительного разыгрывания сказки можно перейти и к небольшому театрализованному действию, в котором наряду с актерами есть и зрители. Очень важно не упускать из виду эти два направления игры-драматизации: сюжетно-ролевую игру для себя с использованием ролей и эпизодов из сказки и собственно театрализованную игру (для зрителей). Оба вида игры-драматизации очень полезны для развития речи вообще и для совершенствования структуры предложений в частности. Особую ценность представляют импровизированные диалоги персонажей и монолог сказочника. На первых порах в диалоге участвуют самые активные дети. Остальные играют молча. Затем и они вовлекаются в речевое ролевое взаимодействие. Особый вид составляют игры по мотивам сказки, разыгрываемые не в костюмах, а с игрушками, плоскостными фигурками из настольного театра, куклами бибабо.

Поначалу дети просто играют рядом, совершая какие-то действия, произнося ролевые реплики. При этом они не обращаются к кому-либо конкретно, не взаимодействуют друг с другом. Это ознакомительный этап, этап освоения смысла деятельности, обследования материалов и условий. Развитие игры-драматизации идет через восприятие театрализованных представлений, инсценировок и освоение ребенком смысла того, что в них происходит. Игра-драматизация наиболее важна как подлинно самостоятельная деятельность ребенка, как импровизация в условиях самостоятельной деятельности.

Элементы драматизации в виде выразительных условных действий и движений хороши и при рассматривании картин, и при рисовании.

В развитии синтаксической стороны речи младших дошкольников наблюдается парадоксальная ситуация. В спонтанных высказываниях ребенка 3-4 лет, касающихся его непосредственных впечатлений и интересов, встречаются уже все те конструкции простого предложения, которые можно наблюдать в речи детей, достигших семилетнего возраста 17; 32. Однако единичное появление в речи той или иной синтаксической конструкции еще не свидетельствует о ее освоенности.

Сложная для ребенка задача – построение высказывания из нескольких предложений. Первые высказывания такого рода из двух-трех предложений рождаются в рамках диалога как инициативные высказывания или ответы на вопрос.

Таким образом, развивающие игры, направленные на решение разных речевых задач могут проводиться как в детском саду, так и в семье – с одним ребенком или с группой детей.

Литература

1. Аверин, В. А. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Конспект лекций/В. А. Аверин. – СПб., 2000.- 160 с.

2. Белобрыкин, О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов/ А. О. Белобрыеиню – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко»,1998.- 128 с.

3. Богуславская, З. М., Смирнова, Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста : Кн. для воспит. дет. Сада/ З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова Е. О. – М. : Просвещение, 1991. -98 с.

Публикации по теме:

Решение задач образовательной области « Социализация» в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по решению задач образовательной области Социализация в самостоятельной.

Структура моего портфолио Я готовлю документы для прохождения аттестации на 1 квалификационную категорию. Согласно требованиям нашей области, моё портфолио включает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая игра как метод речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 августа 2013 в 20:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающая игра как метод речевого развития детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Гузель Исаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД