Досманова Светлана Петровна
Консультация для педагогов «Развивайте у детей чувство ритма»
▼ Скачать + Заказать документы
Всё в окружающем нас мире живёт по законам ритма : смена времени года, дня и ночи, биение сердца.
Публикация «Консультация для педагогов „Развивайте у детей чувство ритма“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
И одной из главных задач в работе с дошкольниками является формирование чувства ритма, чувство темпа, метра – ритмического рисунка, формы.
Ритм - один из первоэлементов музыки, неотъемлемых для нее, несущих, основную информацию, конечно, вместе с мелодией. Ритм воспринимается гораздо легче, чем мелодия и гармония, из-за своей универсальной природы. Поэтому композиторы в современных сложных произведениях, используют его как средство для облегчения восприятия.
Но что же такое ритм? Ритм (в переводе с греч. - соразмерность) - чередование различных длительностей звуков в музыке.
Чувство ритма – это способность воспринять и воспроизвести музыкальный ритм на основе умения чувствовать, слышать акцент. Восприятие ритма никогда не бывает только слуховым; оно всегда является процессом активным- слуходвигательным.
Поэтому изучение соотношения длительностей связывается с движением: четверть – шаг, восьмые – бег, половинная – остановка. В названии длительностей используются ритмослоги : четверть – «та», восьмые – «ти-ти», половинная – «ту». С середины 19 века Эмме Пари -теоретик, французский учитель пения и музыки создал язык длительностей.
Вводятся условные движения (так называемые «умные ладошки») для обозначения длительностей: восьмые – легкое постукивание кончиками пальцев о другую ладошку, четверть – хлопки в ладоши, половинные – ручки на пояс.
Ритм в музыке воспринимается двигательно, всем телом, а не только слухом и сознанием. При слушании музыки у человека возникает потребность (интуитивная) дышать в слышимом ритме и двигаться. Эмоциональное воздействие ритма на слушателя довольно таки сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности. Переживание ритма - это активный процесс, тесно связанный с восприятием музыки.
Таким образом, ритмический слух - это способность активно (двигательно) чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма, активно переживать музыку и точно воспроизводить его.
Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует
правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования).
Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Существует взаимосвязь между ритмической способностью человека, высшей психической деятельностью и поведением. Как правило, понятие ритма связывается с представлениями о чередовании явлений во времени и пространстве. Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха и движения.
Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме - ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры. Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр – драматизаций. Нередко восприятие ритмической основы вызывает затруднение. Именно поэтому необходимо ставить в работе с детьми следующие цели и задачи:
образовательные: развивать чувство ритма, внутренний слух; способствовать развитию познавательного интереса; учить пользоваться звуковыми моделями; передавать ритмические рисунки различные виды движения, а так же «звучащие жесты»; учить выделять сильную долю такта; упражнять в навыках восприятие музыкальной фразировки; тренировать слуховое внимание; развивать быстроту реакции;
воспитательные: развивать творческое воображение; воспитывать дружеские отношения между детьми; приобщать к исследовательской деятельности.
В работе над ритмом нужно придерживаться определенной последовательности, которая много раз подтверждалась практикой:
1. Равномерное метрирование музыки.
2. Выделение сильной доли (акцент).
3. Тактирование (сильные и слабые доли).
4. Освоение ритмических рисунков и наложение их на метрическую сетку без счета, на долю такта.
Работу над развитием чувства ритма можно выделить по двум направлениям:
- Интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмический рисунков, метроритмической пульсации, ощущение сильных и слабых долей в такте.
- Сознательное усвоение метроритма на основе изучения ритмический моделей музыкальной грамоты на начальном этапе (коротких и длинных звуков, ритмического рисунка, паузы) и далее дети знакомятся с такими понятиями как: скрипичный ключ, ноты, длительности.
Применение музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно.
Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному.
Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета.
Отхлопываем ритм в разных вариантах : по коленям, по животику, по щечкам (пальчиками, по бубну, по барабану, по полу (ладошками или топая ногами, одновременно произнося имя или название игрушки. Если ребенок выполняет задание неверно, я все равно хвалю его и предлагаю сыграть вместе, ритмично ударяя по бубну ладошкой ребенка и четко произнося название игрушки. Постепенно количество игрушек на занятии увеличивается (до четырех в старших группах).