Александрова Светлана
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Новый термин, который привнес ФГОС ДО —эмоциональный интеллект. Что это такое?
В 1990 году Питер Сэловей и Джон Мэйер опубликовали статью «Эмоциональный интеллект» и ввели понятие «эмоционального интеллекта», EI. Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как «способность отслеживать свои собственные эмоции и эмоции и чувства других людей, чтобы различать их и использовать эту информацию для руководства своим мышлением и действиями».
Публикация «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Теорию эмоционального интеллекта описал в 1995 году Даниел Гоулман. Он написал первую научно-популярную книгу «Эмоциональный интеллект». Сегодня специалисты, занимающиеся с детьми, отмечают, что только лишь умственный интеллект (IQ) не гарантирует счастья и успеха ребенка в будущем.
Л. С. Выготский еще в 30-ые годы прошлого века отметил, что одной из форм связи между деятельностью воображения и реальностью является эмоциональная связь. «Эмоция обладает, таким образом, как бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Психологи давно подметили тот факт, что всякое чувство имеет не только внешнее, телесное выражение, но и выражение внутреннее, сказывающееся в подборе мыслей, образов и впечатлений. Это явление назвали они законом двойного выражения чувств». [2, c.13].
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка.
Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста, а эти нарушения мешают нормальному физическому, умственному, эмоциональному развитию ребенка.
В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе.
Красивое слово «сензитивный» в переводе с латыни означает «чувствительный». Какой возраст у ребенка является сензитивным для развития эмоционального контакта?
От 0 до 1 года. Ребенок подражает звукам, проявляет очень большой интерес к речи и к эмоциональному общению со взрослым. В этом возрасте он очень хочет говорить, но пока не может этого сделать. Если ребенок был лишен теплого эмоционального контакта (прежде всего, с мамой) – например, дети в Домах ребенка, это уже невосполнимая потеря, и мы упускаем важнейший этап в развитии малыша.
Проблема условий формирования эмоционального интеллекта в детском возрасте изучена такими отечественными исследователями как Ю. Б. Гиппенрейтер, О. А. Путилова, Л. М. Новикова, М. А. Нгуен, Д. В. Рыжов и др. Исследователи сходятся во мнении, что для развития эмоционального интеллекта необходимо организовывать специальные условия.
«В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе» [2,с. 1]
Эмоциональный интеллект является основой социализации ребенка. Развитие эмоционального интеллекта у ребенка может происходить уже «с пеленок». Для малыша очень важно формирование чувства базового доверия к миру, и мама с самого его рождения должна стараться создать для крохи атмосферу безопасности. Частое ношение на руках, быстрая и позитивная реакция на звуки, издаваемые малышом, телесный и зрительный контакт, колыбельные и разговоры с ребенком уже в младенчестве дают ему понять, что мир открыт и доброжелателен для него. Это является первым условием формирования положительной самооценки и позитивного отношения к окружающим.
Условия формирования эмоционального интеллекта
Фактор первый- познание эмоций, что является важной частью познания мира и себя. Очень важно, чтобы ребенок мог понимать основные, базовые эмоции, такие как: радость, доверие, страх, удивление, счастье, грусть, печаль, гнев, злость, стыд, интерес.
Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример – это умение быть счастливым.
Фактор второй – сенсорные системы. Это система органов чувств, или анализаторов, позволяющая осуществлять чувственное познание, получать информацию об окружающем. (Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание дают сведения об окружающем в виде ощущений, восприятий, представлений).
Упражнение: «Коробочка эмоций»
Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в коробочку все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример: «счастье» -какая ассоциация, образ, картина возникает.
Зрение (визуальное представление) - счастливая улыбка ребенка.
Слух (слуховое восприятие) - шум морской волны.
Вкус (вкусовое ощущение) - сладкая клубника.
Обоняние: запахи аромата леса после дождя.
Осязание: объятия любимого человека.
Фактор третий – чтение книг, сказок. Привить любовь к книгам. Показать насколько интересен мир фантазии. Такой подход развивает воображение, расширяет словарный запас, но самое главное — с помощью сказки ребенок лучше начинает понимать свои и чужие эмоции. Использование художественной литературы — мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, уча сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, злой, радостный).
Фактор четвертый – использование музыки, изобразительной деятельности. Вслушиваясь в слова и музыку песен, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами. Изобразительная деятельность (рисование, лепка) - использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка. Использование нетрадиционных техник рисования (рисование пальцами, тампонирование, рисование по сырой бумаге, мимики в чувствах, пантомимики в рисунках, кляксография и др.)
Фактор пятый –подвижные игры. Движение — это жизнь, поэтому спорт для детей важен как кислород. Подвижные игры — высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий.
Фактор шестой – общение. Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение).
С самого раннего возраста важно приучать ребенка к коллективным занятиям — имеется в виду опыт общения вдвоем или втроем. В семье — это совместная уборка или творчество. С гостями — это пара интересных игр для двух или трех детей. Именно в общении с детьми происходит практическое освоение чувств и эмоций. Контактируя со сверстниками, ребенок учится определять настроение окружающих, их отношение к нему и, конечно, распознавать эмоции, вызванные различными ситуациями.
Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Некоторые исследования показывают, что эмоциональный интеллект связан также и со способностью человека чувствовать себя счастливым. Детки с развитым эмоциональным интеллектом имеют более высокую самооценку, они уверены в себе, быстро адаптируются к новым обстоятельствам, следуют принятым правилам поведения в обществе, успешнее обучаются и пользуются популярностью у своих товарищей, одноклассников.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М. : Просвещение. 1991. – 93 с.
2. Ленкина В. О, Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 569-571. — URL https://moluch.ru/archive/147/40819/ ( дата обращения: 09.08.2018).