Хачатурян Анна Георгиевна
Консультация для родителей «Развитие высших чувств у ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы у ребенка сформировались высшие чувства (моральные, эстетические, познавательные, у него должно быть сформировано понятие о плохом и хорошем,
красивом и некрасивом, а также — познавательная потребность. Чувства складываются постепенно. Первоначально дети улавливают только непосредственное
значение событий, позднее — их обобщенный смысл. В эксперименте дети отвечали на вопрос, почему нельзя драться с товарищем. Младшие дети отвечали:
«Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз», «Могут отвести в милицию»-
Старшие дети говорили: «С товарищами драться нельзя, потому что стыдно обижать их».
Публикация «Консультация для родителей „Развитие высших чувств у ребенка“» размещена в разделах
Для детей характерна слитность высших чувств. Ребенок оценивает как «хорошее» объекты и явления, которые вызывают у него и эстетические переживания (хороший — значит красивый, и этические (хороший — значит добрый, и
интеллектуальные (хороший — значит интересный). Один и тот же объект вызывает переживание, в котором слиты эстетические, этические, познавательные
чувства. При восприятии «Сказки о царе Салтане» дошкольник (по данным
Н. А. Менчинской) проявляет не только любознательность, но и нравственное 3. Развитие высших чувств у детей
чувство. «Он наш или не наш, плохой или хороший?» — спрашивает ребенок о героях сказки.
В дальнейшем с формированием умения анализировать и давать оценку в соответствии со специфическими нравственными или эстетическими критериями
синкретическое (слитное) чувство дифференцируется на эстетическое, этическое, интеллектуальное.
Высшие чувства начинают формироваться с двух-трехлетнего возраста. К высшим чувствам относят интеллектуальные, эстетические и моральные.
Чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности, называются
интеллектуальными. К ним относят любопытство, любознательность, удивление,
чувство нового, чувство юмора. Чувство юмора проявляется у детей в процессе
познания действительности. Дети, имеющие определенное правильное представление об окружающем, любят несообразности (присвоение предметам несвойственных качеств).
Саша, 3 года 7 месяцев 4 дня. На днях с Геной играли в такую игру, громко при этом хохоча. Гена: «Ты — ружье», Саша: «Ты — книжка». Гена: «Ты — санки», Саша: «Ты — лыжи» (из дневника Н. А. Менчинской).
Эстетические чувства проявляются в эмоциональном отношении к героическому, комическому, безобразному, прекрасному — в природе, в жизни, в искусстве, в процессе восприятия и творчества. М. Ю. Лермонтов писал: «Когда я был
трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная няня».
Эстетическое отношение детей к действительности находит свое отражение
в их рисунках и стихах. Мальчик 6 лет написал стихотворение: «О ветер, ветер,
зачем ты дуешь так? Колышешь ты в овраге и думать ты мешаешь». У детей появляются переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением их
стремлений соблюдать требования общественной жизни.
В детском возрасте начинает зарождаться моральное сознание, когда ребенок
начинает понимать предъявляемые к нему требования, относить их к своим действиям и поступкам, к поведению других людей (взрослых и сверстников).
У детей возникают и такие этические переживания, как чувство гордости
и стыда. «Внутренним условием зарождения чувства гордости, направленного на
конкретные достоинства, является формирование в сознании ребенка связи между представлением об этих достоинствах и положительной оценкой со стороны
окружающих»1. Так, дети 4-5 лет гордятся качественными показателями во многих видах деятельности: умением хорошо танцевать, быстро бегать, считать;
проявлением моральных качеств (выдержки, послушания, гордятся родителяМи. Как показано в исследовании Р. X. Шакурова (1966, развитие гордости происходит не только под влиянием положительной, но и отрицательной оценки,
вызывающей чувство стыда. Стыд возникает при таких психологических ситуациях, когда ребенок желает действовать в соответствии с положительно оцениваемыми образцами поведения, но фактически совершает действия и поступки,
Шакуров Р. X. Оценочные отношения как фактор возникновения чувства гордости и стыда у младших детей:
Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1966. С. 7.266 Глава 18. Эмоции и чувства ребенка
отрицательно оцениваемые взрослыми; ему хочется выполнить действие, которым он мог бы гордиться перед присутствующими, но у него получается «не так»-
он чувствует, что окружающие ожидают от него успеха, но он терпит неудачи и не
оправдывает их ожиданий. Возникновение стыда находится в зависимости от
развития гордости. Если ребенок гордится своим умением правильно говорить
рассказывать стихи, быть аккуратным, то он стыдится ошибок в речи, неудач
в воспроизведении стихотворений, стыдится показать себя как «грязнуля».
В дошкольном возрасте появляется чувство дружбы.
Выделяют следующие критерии дружеских отношений:
предпочтение;
симпатия;
сочувствие;
отзывчивость, проявляющиеся между отдельными детьми, но не в ущерб другим;
интерес к деятельности сверстников;
желание и умение договориться о совместной игре и выполняемой в ней роли;
проявление заботы, помощи;
способность поступиться личными желаниями (поступать справедливо, получая при этом удовлетворение).
В экспериментах Т. А. Марковой (1968) дети должны были рассказать о своих
действиях в предлагаемой ситуации: сообщили бы об этом происшествии воспитательнице 29 % — подняли бы, посадили ребенка и позвали воспитательницу;
8 % спросили бы, очень ли больно, осторожно посадили бы ребенка, а затем — позвали воспитательницу. Такие ответы свидетельствуют о том, что дружеские чувства еще не всегда находят свое адекватное выражение в поступках старших дошкольников. Для младших дошкольников характерна дружба поочередно со многими детьми. Мотивом дружбы является совместная игра. У детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста дружба приобретает более интимный характер, мотивом ее могут быть взаимные склонности, симпатии, интересы.
К концу дошкольного детства высшие чувства все чаще становятся мотивами
поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.
УСЛОВИЯ развития эмоций и чувств у летей