Пажитнова Ольга
Развитие внимания и памяти через занятия ритмикой и хореографией
▼ Скачать + Заказать документы
В современных детских садах музыкально-двигательное воспитание имеет устоявшиеся традиции: программу, методику. В последние годы настойчиво внедряется среди инноваций ритмика, а порой и хореография. Ритмику в детском саду преподают обычно музыкальные руководители.
На музыкальных занятиях детей учат слушать, воспринимать, любить и оценивать музыку. Итогом же ритмических занятий зачастую становятся хореографические композиции. На наш взгляд, это подмена одной дисциплины другой. Ведь еще основатель ритмики Э. Жак-Далькроз видел суть и задачи ритмического воспитания в «. общей подготовке к искусству». Само собой напрашивается определение ритмики как вспомогательной дисциплины.
Публикация «Развитие внимания и памяти через занятия ритмикой и хореографией» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Память. Развитие памяти у детей
- Ритмика и ритмопластика
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
Детей обучают основам хореографического искусства, ритмика становится лишь составной частью, дополнением к ведущим занятиям.
Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному — музыке, танцу. И это позволяет нам смотреть на хореографическое воспитание в дошкольных учреждениях как на важный и нужный процесс развития детей.
Занятия ритмикой и хореографией способствуют развитию психических процессов детей, к ним относятся внимание и память.
Дошкольник существо энергичное, буйное, активное. Для того чтобы приступить к развитию внимания, нужно изучить его процесс.
Мысли и чувства детей, переживания сосредотачиваются на определенных движениях, предметах и явлениях окружающей жизни.
Как же внимание, и память влияют на развитие ребенка и как нужно их развивать, какие методы и приемы используются. У ребенка внимание и память разная. Здесь можно узнать какая память может наблюдаться у ребенка. А, также занимаясь хореографией, ребенок может овладеть всеми этими видами.
Внимание детей является преимущественно непроизвольным. Для хореографа очень важно уметь руководить, вниманием детей, направлять его в нужное русло.
Цель:
• Развитие внимания и памяти на занятиях по ритмике и хореографии.
• Помочь детям получить представление о памяти и внимании.
• Воспитание информационной культуры детей, внимательности, наблюдательности
• Развитие познавательных интересов;
• Развитие кругозора.
Задачи:
• Изучить и проанализировать литературу, посвященную развитию внимания детей.
• Использовать различные методы и приемы, способствующие развитию внимания.
Общие задачи хореографического воспитания
Хореография - искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально - ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей.
Занятия хореографией призваны :
Развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю;
Укреплять здоровье детей;
Способствовать становлению чувства ритма, темперамента, исполнительских навыков танца и художественного вкуса;
Формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижения и поз;
Избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов;
Учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.
Процесс внимание ребенка дошкольного возраста
Внимание - есть нечто иное, как направленность психической деятельности на объект, сосредоточенность на него.
Мысли и чувства детей, переживания сосредотачиваются на определенных движениях, предметах и явлениях окружающей жизни. Многие движения привлекают внимание детей само по себе, за счет эмоционального восприятия и для этого не требуется никаких усилий.
Для того, что бы приступить к развитию культуры внимания у дошкольника мы должны понять сам процесс внимания, какие стороны оно затрагивает у ребенка. Поэтому важно у детей развивать внимание и его свойства для успешной учебной деятельности. Психологами установлена положительная корреляционная связь между свойствами внимания.
Наблюдая за поведением ребенка на занятии хореографией, за его эмоциональным состоянием, можно определить, какие виды внимания преобладают в его деятельности, но кроме того, можно определить и уровень развития свойств внимания.
У детей выделяется три вида внимания :
произвольное
непроизвольное
послепроизвольное
Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности детей. В сознании учеников фиксируются те движения или элементы движения, которые нравятся детям, ярко выражены.
В процессе обучения хореографии может возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевые напряжения.
В этом случае обычно говорят о возникновении третьего вида внимания - послепроизвольного.
Для того чтобы ребенок мог овладеть искусством танца, у него должна развиваться способность к запоминанию.
Запоминание- процесс памяти в результате, которого происходит закрепление прошлого опыта.
Запоминание всегда основано на установлении связей нового опыта, получаемого человеком, с какими то элементами уже имеющегося у него опыта. Ход и результаты зависят от богатства, содержательности и прочности этих связей. Восстановление того, что хранится в памяти, происходит на основе использование связей, установленных при запоминании.
Запоминание бывает двух видов:
Произвольное
Непроизвольное
Произвольное запоминание - это то, что мы ставим перед собой цель запомнить что-либо и выполнить действия, специально направленные на достижение цели - действие запоминание. При произвольном запоминании большое значение имеет не только установление смысловых связей между частями запоминаемого материала и между этим материалом и имеющимися знаниями.
При запоминании хореографических движений пользуются некоторыми видами памяти, один из таких видов - это двигательная память.
Двигательная память есть нечто иное как запоминание собственных движений. Она выражается в виде образования навыков. Овладение ходьбой, бегом и другими хореографическими движениями - результат двигательной памяти.
Другим видом памяти является образная память. Она фиксирует средства и результаты действий восприятия, то есть все виды образов. А это значит, что всегда, когда мы воспринимаем предметы и явления, пользуемся образным виденьем, решая новую задачу, или строим новый образ воображения, память.
У отдельных людей наблюдается особая форма образной памяти - эйдетическая память. Эта память отличается фотографической точностью. Если дети обладают этой формой образной памяти, то они могут представить все показанные движения и то, что запомнили с такой же яркостью, как при реальном восприятии.
Также огромную роль в запоминании элементов танца играет словесно - логическая память. Эта память сохраняет мысли, выраженные словами. Именно мысли, а не сами слова. Словесно - логическая память - это память, фиксирующая средства, способы и результаты логического мышления, понятия и рассуждения. Некоторые дети запоминают движения с помощью словесного объяснения. Для этого педагог должен учитывать и этот факт.
В хореографии при запоминании движений мы пользуемся не только двигательной, но и образной памятью, следуя воспринятому зрительному образу. Не редко в этом участвует и словесно - логическая память. Например, когда ребенок начинает вспоминать о том, в какой последовательности должны выполняться движения, и как педагог их методически объяснила, в этом случае терминология для детей порой теряет свое истинное назначение и тогда для детей придумываются названия более запоминающиеся, а потому более эффективны.
У детей дошкольного возраста наибольший двигательный потенциал и именно по этому мы развиваем внимание на уроках хореографии.
Развитию внимания нужно уделять огромное количество времени. Наблюдая за ребенком, за его эмоциональным состоянием нужно определять какие виды внимания и памяти преобладают в его деятельности. Для того чтобы учебный процесс сделать более интересным в этом должен поучаствовать сам ребенок, должен сосредотачивать внимание на определенное дело, проявлять усилия воли.
Развитие культуры внимания посредствам хореографии
Для преподавателя вообще и преподавателя хореографии в частности очень важно уметь руководить вниманием детей, направлять его в нужное русло, что помогает ему более результативно добиваться от них правильного выполнения заданий. «. Мастерство будущего танцовщика должно развиваться на основе активного и мобилизованного внимания».
Что же такое внимание с точки зрения психологии? Внимание есть концентрация сознания на той или иной работе. Это волевой акт, повышающий интенсивность сознания. Внимание может быть :
Волевым (произвольным)
Рефлекторным (непроизвольным)
Волевое внимание образуется под воздействием дома, обязательства, рефлекторное - под влиянием впечатлений, интереса. Физиологическая основа внимания в обоих случаях, одна и таже, различны возбудители, в одном случае воли, в другом случае - интерес. В процессе обучения требуется волевое, активное, мобилизованное внимание. «Всестороннее развитое внимание позволяет ребенку овладеть не только совершенной техникой движения, музыкальностью и актерским мастерством, но и найти себя, свою индивидуальность, определить исполнительские возможности. Культура внимания - это сильнейшее оружие современного актера - танцовщика».
На первом году обучения следует воспитывать в ребенке умение концентрировать внимание на определенном элементе упражнения, то есть следует определенным образом воспитывать его сознание. Известно, что все новые движения изучаются в медленном темпе. Каждое медленное движение, при концентрации внимания на нем, совершенствует соответствующие двигательные центры коры головного мозга.
Поэтому, развивая в ребенке способность, концентрировать внимание на нужных движениях, мы создаем прочную основу для дальнейшего освоения и совершенствования им техники танцевального мастерства. При этом надо помнить, что при изучении упражнений в медленном темпе внимание ребенка сосредоточено на том, как его точнее выполнить. И «мешать» процессу концентрации его внимания, «раскрашивая» занятие различными комбинациями, не следует. «Дети начинающие заниматься, делают в начале только экзерсису палки на середине в сухой форме, без всякого варьирования. В последующем учении вводятся простые комбинации у палки, их они повторяют на середине». «Чрезмерная сложность упражнений не сосредотачивает внимание ребенка, не помогает отрабатывать точность и соразмерность движений.» При изучении упражнения не следует торопиться с ускорением темпа, так как всякое новое движение в начале осваивается под контролем сознания и лишь за тем постепенно вырабатывается определенный автоматизм исполнения. При медленном движении сознание находится в дифференцированном или в преимущественном аналитическом состоянии, и учащийся может наблюдать все детали движения. Благодаря аналитическому состоянию сознание при медленном исполнении движения совершенствуются центры головного мозга, так и периферический аппарат нервной системы. Движение же, выученное на столько, что исполняются с известным автоматизмом, не воздействуют на соответствующие двигательные центры, или, если воздействуют, то минимально, что практическое значение для улучшения работы соответствующих центров головного мозга, не имеет. Из всего сказанного следует, что преподавателю классического танца не нужно форсировать темпы разучиваемых движений. Добавим, если необходимо исправить не правильно усвоенные движения, надо вновь возвратиться к медленным темпам. И затем, в зависимости от результатов работы, постепенно вводить занятия быстрые, опять-таки, чередуя их с медленными. В науке хорошо известен факт самоупражняемости и переноса навыков, заключающиеся в том, что упражнения одной части тела создают благоприятные условия для выполнения того же действия другой симметричной части тела. Если определенные двигательные центры коры одного полушария головного мозга известным образом культивированы, то аналогичные центры коры другого полушария становится, предрасположены этой культуре. Было мудро узаконено обязательное изучение и повторение упражнений и комбинаций в начале с одной, а затем с другой ноги, en dehors и en dedans, преследуя цели равномерного развития координации, а не только быстрейшего и эффективного освоения профессиональных навыков. Неверно поступают те, кто предпочитает тренировать вращение преимущественно в одну сторону или отрабатывать прыжок со своей «толчковой» ноги. Когда все элементы движения изучены в медленном темпе, под контролем сознания (концентрированного внимания, последовательно и систематично, тогда можно начинать отрабатывать автоматизм его воспроизведения. И для контроля степени правильности выполнения изучаемого движения необходимо помнить правило: чем быстрее совершается движение, тем меньше становится его амплитуда и приложение нервно - мышечных сил и наоборот. Если движение усвоено правильно, то при его выполнении в быстром темпе у ребенка должно появляться субъективное ощущение легкости, удобство, ловкости.
Большое значение для закладывания правильного фундамента исполнительства у будущих мастеров балета имеет воспитание детей так называемого сенсомоторного единства, то есть воспитание способности соединять осмысленного ощущения правильности выполняемого движения с двигательными процессами. Причем первое должно преобладать над вторым (техническим исполнением движения, моторикой). «Каждая техническая трудность должна преодолеваться. осмысленно и художественно, а не механически. Конечно, при изучении новых приемов танца внимание детей обычно больше, а иногда обращено на технику движения. Когда же она усвоена, внимание их как бы само стремится обрести должную объемность и гибкость. Появляется возможность вникать в пластику танца и содержание музыки, то есть заниматься искусством танца, а не гимнастикой».
Чтобы воспитать у детей концентрированное внимание, педагог на уроке не должен много говорить, особенно во время исполнения задания. Объяснить и показать упражнения или комбинацию из усвоенных упражнений следует один раз, четко обозначив цели, главную задачу упражнений. Мастерство преподавателя заключается и в точности замечаний, требований.
Как вспомогательное и весьма действенное средство для более успешного освоения программы классического танца может стать мысленное, или воображаемое, исполнение упражнений. К нему можно прибегать, начиная с первых уроков. Эти упражнения основаны на явлении идеомоторного акта. Под идеомоторным актом в физиологии и психологии понимаются те автоматические, очень незначительные по объему движения, которые бессознательно производит человек, когда мысленно представляет себе их, и которые почти незаметны для окружающих. Эти упражнения способствуют тому, что дети бессознательно проделает в порядке идеомоторного акта все те движения, которые он выполнял в классе. Эти упражнения базируются на реальной физической основе (сенсомоторике).
Выполняются подобные упражнения следующим образом. Если на занятиях данное движение разучивалось при активном участии всех необходимых для этого мышц, то при мысленном его «повторении» они будут так же возбуждаться. Такие упражнения - хорошая тренировка двигательных центров. Но они станут результативными только тогда, когда данная комбинация тщательно и грамотно отработанна занятии. При таких упражнениях «в воображении» необходимо представлять себе не только зрительные образы, но и ощущение движений. Когда мы выполняем упражнение на занятии, мы контролируем, ощущаем. Таким образом, устанавливается связь между двигательными и зрительными центрами. Упражнения же «в воображении» как бы прокладывают путь к физическим упражнениям. Подумать, прежде чем сделать, - это уже первый шаг к применению принципа осознанного исполнения. Лучше научить «воображаемым» упражнениям, о каких шла речь выше. Они нужны для ранее выработанных навыков, (в этом смысле «воображаемые» упражнения играют роль предварительной работы, при уточнении и шлифовки трудного движения, для совершенствования, который уже не улучшаются обычными физическими упражнениями.
Очень важна оптимистическая психологическая построенность учащегося при преодолении технических трудностей. «Не думай о том, что ты упадешь, и ты не упадешь», - советовал детям и взрослым в своих сказках Г. Х. Андерсен.
Когда упражнения в прошлом году, благодаря разучиванию в медленном темпе, усвоены, все внимание преподавателя направлено на обобщение элементов в движении данной комбинации, их слитности, пластичности, музыкальности, выразительности. Когда же разучивается новое упражнение из программы средних классов или осваивается новый прием перед выражением, прыжком, внимание сознательно слова переключается на концентрированное.
Дальше продолжая обучение при работе над развернутой формой адажио, вариации, когда внимание как бы растворяется в эмоциональном состоянии, следует все-таки иметь в поле зрения элементы движения и их координацию.
Так же на базе приобретенной исполнительской техники, при исполнении движений в быстром темпе появляется субъективное ощущение той легкости, ловкости, удобства, о которой уже говорилось выше. Движения должны воспроизводиться без всякого перенапряжения. Нужно расходовать столько нервно - мышечных сил, сколько требует данная комбинация движений. Если же педагог увлекается замедленными темпами, он рискует воспитать тяжелых, неуклюжих, неповоротливых танцовщиц и танцовщиков. Все хорошо в свое время. Но, развивая в своих подопечных стремление к «душой исполненному полету», педагог не должен выпускать из виду качество исполнения каждого элемента движения.
Аналогичней строится работа педагога - репетитора над танцевальными номерами. Во-первых, изучаются и могут быть многократно повторены элементы движений комбинации (концентрированное внимание). Во-вторых, исполняется хореографический номер уже без остановок на неудавшемся элементе движения, иначе состояние сознания перейдет в анализ (концентрированное внимание) и не будет достигнуто обобщение, слитности, внимание нужно направлять на музыкальное содержание данного отрывка танца, на его образное, пластическое выражение. При таком сознательном, последовательном, плановом построении работы преподаватель и его воспитанник знают, что делают. Таким образом, вырабатывается навык целесообразной организации труда артиста, навык правильного приложения физических и психических сил.
Вывод: очень важно уметь руководить вниманием ребенка, добиваться правильности исполнения. Постоянно возвращаться к повтору в медленном темпе.
Игры на развитие внимания и памяти
Игра «Повторяем движение»
Участники стоят в кругу. Ведущий, находится в центре.
Условия игры: ведущий показывает, какие либо движения, а участники должны их повторить, кроме одного, или двух. Например, если ведущий поднимает руки вверх, хлопает в ладоши, а при положении «руки в стороны» - топать ногами.
Тот, кто ошибается, сам становится ведущим.
Игра «Кто больше запомнит»
Участники игры сидят в кругу.
Условия игры: первый участник показывает любое движение, например, руки вверх, следующий должен повторить это движение и показать свое, например, присесть. Третий участник, повторяет уже два предыдущих движения и показывает свое. Таким образом, в конце игры остается победитель, который обладает самой выдающейся памятью.
Игру можно начинать несколько раз.
Игра «зрительная память»
Условия игры: пусть кто-то из участников игры будет изображать свои собственные движения.
Участники разбиваются на две команды. Все участника игры под руководством ведущего внимательно рассматривают эти движения,
стараются запомнить все детали. Затем, ведущий, просит отвернуться всех игроков и вносит как можно больше изменений в эту композицию.
Затем из каждой команды по очереди игроки должны найти по одному изменению в композиции и привести ее в исходное положение. Какая команда поправляет больше изменений, та и выиграла.
Игра «Двигательная память»
Участники разбиваются на две команды.
Условия игры: ведущий просит участников игры определить двух представителей команд и жюри.
Избранные представители команд танцуют в течении 15 секунд. Члены каждой команды наблюдают за ними.
По сигналу ведущего, представители каждой команды должны повторить движения танцора как можно точнее. Жюри оценивает двигательную память участников игры, определяет победителя.
Игра «Сделай все наоборот»
Условия игры: Ведущий, предлагает детям, сначала встать в круг, затем, в линию, сделать змейку, затем опять в круг и в колону.
Затем повторить все эти движения в обратном порядке. Движения можно добавлять и менять.