алла кудрявцева
Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования (часть I)
▼ Скачать + Заказать документы
Сопровождение к презентации.
Это моя работа на подтверждение первой категории. Может кому-то пригодится.
1 слайд
С детьми младшего возраста я работала по теме "Развитие творческих способностей через нетрадиционную технику рисования"
2 слайд
"Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит" И. Дистерверг.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования (часть I)» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. от рисования ребенок получает лишь пользу.
3 слайд
Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка и появляются первые проявления творчества. Развитие творчества - это один из "мостиков" ведущих к развитию художественных способностей. Вот почему одним из доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная художественно-продуктивная деятельность. в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
4 слайд
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги и психологи прошлого. Так Н. П. Сакулина говорила: "нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущество детского творчества. а с другой стороны помогают ребенку овладеть средствами самовыражения". То есть, надо использовать на занятиях разные техники рисования: традиционную и нетрадиционную. Порой ребенку недостаточно привычных традиционных способов и средств чтобы выразить свои чувства, свои фантазии. Я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Дети часто копируют предложенный образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как воспитатель демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами и инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы. Ребенок получает возможность выбора.
5 слайд
В современной методике обучения детей рисованию разработано немало нетрадиционных приемов, которые направлены на развитие творческого воображения. К тому же необычность этих техник состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь результата. К тому же изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и инструментов способствуют у детей: развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия, вызывает у детей интерес к рисованию, дети получают удовольствие от работы, у них преодолевается чувство страха и появляется уверенность в своих силах.
6 слайд
В прошлом году я работала с детьми подготовительной группы и использовала многие способы нетрадиционной техники рисования. Детям очень понравилось. На слайде представлены работы детей, где мы использовали разные техники: рисование пальчиками, ладошками, ребром ладошки.
7 слайд
Монотипия пейзажная и предметная, раздувание краски через трубочку, печать целлофановым пакетиком, рисование свечой.
8 слайд
Расчесывание краски, граттаж, рисование жесткой кистью, губкой, манкой.
9 слайд
В этом году я взяла малышей и помня с каким удовольствием рисовали старшие дети я продолжила эту работу. Поэтому я поставила перед собой цель: развитие творческих способностей детей через нетрадиционную технику рисования.
10 слайд
Поставленная цель привела к решению следующих задач в младшей группе:
!. Формировать у детей интерес к рисованию, желание использовать разные материалы.
2. Познакомить детей с разными техниками и нетрадиционными инструментами и учить использовать их в своих работах.
3. Развивать чувство цвета, формы, композиции.
4. Поощрять проявления творчества у детей.
5. Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции.
11 слайд
Наш детский сад работает по Программе М. ,А. Васильевой "Программа воспитания и обучения в детском саду". За основу я взяла Программу И. А. Лыковой "Цветные ладошки" по развитию художественно-творческих способностей детей. Главная методика такова, что детей побуждают выбирать тот или иной вариант изображения. Таким образом создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. Дополнением к Программе И. А. Лыковой я использую пособие Р. Г. Казаковой "Рисование с детьми дошкольного возраста"
12 слайд
Сегодня существует множество нетрадиционных техник рисования, доступность этих техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так как я работаю с малышами, то свою работу я начала от простого к сложному. На занятиях я использую такие техники как: рисование пальчиками, ладошками, рисование тычками и печатками, рисование полусухой кистью, по мокрому, коллаж.
13 слайд
Обычно рисование у нас ассоциируется цветными карандашами, красками. В своей работе я использую и нетрадиционные инструменты для рисования: губки, разные колпачки, крышки, ватные палочки и так далее.
14 слайд
Важную роль в развитии ребенка играет и развивающая среда. Поэтому при ее организации, учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер и было направлено на развитие творчества каждого ребенка. Уголок оформила в виде домика художника, а художник у нас кот Тимофей. Который приходит и приносит нам интересные задания, как на занятия, так и в самостоятельной творческой деятельности. В уголке есть все необходимое для рисования. Оформили альбом "Волшебные ладошки" с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник. Этот альбом будет пополняться с каждой возрастной группой. Есть подносы с манкой, песком, речными камушками для рисования.
15 слайд
В своей работе я использую разные формы организации детей. Наиболее эффективной и удачной работой является индивидуальная работа с ребенком, так как она помогает определить, уточнить уровень овладения техниками рисования, помогает закреплять у детей полученные умения и навыки. По мере усвоения приемов и способов изображения можно переходить и к групповой форме работы. Коллективная форма работы сближает детей, развивает навыки культуры общения
16 слайд
В своей работе я использую разные методы и приемы обучения детей рисованию. Все они направлены на проявление активности и индивидуальности творческих качеств и художественно-творческих способностей. Прежде сем приступить к рисованию того или иного предмета или явления природы, ребенок должен иметь четкое представление о том, что это такое и как это выглядит. Поэтому перед тем как нарисовать что-то, я знакомила детей с этими предметами или явлениями. Для этого проводила наблюдения, например, за дождем, как во время прогулки, так и их окна. Ведь ребенку будет интересно рисовать знакомый предмет, о котором он имеет собственное представление.
Перед рисованием провожу пальчиковую гимнастику, чтобы размять ручки ребенка. использую во время рисования музыкальные произведения. Музыка настраивает детей на единый лад: успокаивает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Можно спеть с детьми о солнышке, о дожде и так далее.
В процессе работы используется информационно-рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием способ знакомства с формой предмета, дети обводят форму рукой, играют, например с мячами, шарами, флажками, ощупывают их очертания, такое обследование предмета дает более полное о нем представление. Так же эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе, например, круг.
Основной прием - это показ. Как сделать тычок пальчиками, как нарисовать прямые вертикальные или горизонтальные линии, как следует пользоваться красками и карандашами (показ использую на черновике).
Наиболее эффективный прием - пассивные движения (рука в руке, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью. Особенно этот прием я использовала в начале года, когда дети учились рисовать как традиционными так и нетрадиционными способами.
Использую игровые приемы. Это обыгрывание предметов, выполненного рисунка. Предлагала детям походить как мишка, поскакать как зайчики, поиграть в подвижные игры "Самолеты", "Поезд". Эффективны игровые изобразительные движения однородного ритмичного характера с проговариванием слов, так при рисовании дождя, дети проговаривали "кап-кап", при рисовании следов, например медведя дети проговаривали медленно "топ-топ", а рисуя пальчиками следы котенка проговаривали быстро "топ-топ-топ", дорисовывая сверху черенки у лопаток проговаривали "Сверху-вниз" и так далее.
Основным словесным методом, особенно в младшем возрасте является такой прием, как художественное слово: рассказывание сказок, чтение небольших рассказов, стихов, потешек.
Сюрпризный момент, когда в гости приходит герой сказки, мультфильма и приглашает отправиться, например в путешествие.
Чтобы снизить утомляемость, напряжение использую физкультминутки.
17 слайд
Образовательная область "Художественное творчество" интегрирует с разными образовательными областями. Наиболее эффективно в младшем возрасте с "Познанием", "Чтением художественной литературы", "Музыкой", "Социализацией", и "Коммуникацией". Так в процессе рисования у детей стимулируется речевая активность, в процессе выполнения практических действий иалыши способны усвоить много новых слов и выражений. Что способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
18 слайд
В начале года я провела диагностику на выявления уровня технических навыков, умений в образовательной деятельности и выявления уровня освоения детьми сенсорных эталонов (цвет). В результате я выяснила, что на низком уровне 48% детей на начало года в работе почти не проявляли самостоятельности, плохо развито умение ориентироваться на листе бумаги, и слабо развита мелкая моторика. Творчество проявляли редко, цвета практически не знали.
На среднем уровне 26% детей охотно интересовались новыми способами изображения предметов, инструкцию воспитателя в основном понимали, но для большей ясности требовали дополнительный повтор, уточнение и показ способов изображения. Они пытались применить полученные знания в самостоятельно-творческой деятельности, знали основные цвета, но техническая сторона требовала контроля со стороны взрослого.
На высоком уровне на начало года было 26% детей. Дети внимательно слушали взрослого и по необходимости переспрашивали, с целью уяснения способов изображения, дети умели правильно работать карандашом, кистью, знали основные цвета. Применяли полученные знания в самостоятельно-творческой деятельности.