Елена Афанасьева
Развитие связной речи посредством художественной литературы. Проект «Сказка за сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Сказка за сказкой»
Автор проекта: Афанасьева Елена Евгеньевна
Паспорт проекта
Тема: «Сказки как средство развития связной речи»
Участники: воспитанники подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, педагоги группы, родители воспитанников.
Тип: познавательно-творческий.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации: 2013 – 2014 учебный год.
Пояснительная записка.
Публикация «Развитие связной речи посредством художественной литературы, Проект „Сказка за сказкой“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
В дошкольном детстве речь ребёнка приобретает новые качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря идёт практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка. Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным знаниям и участию детей в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками. Всё это побуждает ребёнка овладевать средствами языка, переходить к новым, более сложным формам словесных высказываний.
На протяжении дошкольного возраста, при правильной организации воспитательной работы, дети практически усваивают основные правила грамматики родного языка и пользуются ими в устной речи. Развитие связной монологической речи рассматривается как центральная задача.
Эффективным средством обучения и воспитания является работа над сказкой. Сказка даёт возможность решать поставленные задачи, потому что она, «как образное отображение мира – близка и интересна детям». Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить.
Цель проекта.
Развитие связной речи детей, раскрытие творческого потенциала, приобщение к художественной литературе на примере сказок.
Актуальность.
На сегодняшнем этапе жизни современного общества привитие интереса к чтению художественной литературы является актуальным, так как в современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания.
Гипотеза проекта.
Сказки играют важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение, они помогают ребёнку открыть мир во всём его многообразии, учат думать, оценивать поступки и действия героев.
Задачи проекта.
• Обогащать и активизировать словарный запас.
• Формировать представления о литературном жанре – сказке и её категориях (авторская, народная); научить детей определять вид сказки (волшебная, бытовая, о животных).
• Формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.
• Развивать связную речь.
• Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память, мышление.
• Развивать интерес к художественной литературе, эмоциональное от-ношение к прочитанному.
• Развивать творческие способности детей в различных видах деятельности.
• Воспитывать интерес и любовь к литературному творчеству, бережное отношение к книгам.
• Приобщать родителей к совместной деятельности.
Сроки и этапы реализации проекта
Проект разработан с сентября 2013 года по май 2014 года и предусматривает следующие этапы развития:
• 1 этап: организационный (сентябрь – октябрь)
- определение направлений работы воспитателей в реализации проекта;
- проведение методической работы с целью обогащения знаний педагогов, детей, и родителей в данном направлении;
- разработка сценариев мероприятий;
- совершенствование системы взаимодействия педагогов и родителей.
• 2 этап: основной (ноябрь – апрель)
- проведение мероприятий по реализации проекта.
• 3 этап: итоговый (май)
- подведение итогов реализации проекта.
Этапы работы по внедрению проекта.
Организационный
Педагоги:
Определение направления работы.
Планирование методической работы.
Выбор методов и форм работы.
Дети:
Расширять и углублять знания детей.
Родители:
Совершенствование системы взаимодействия.
Анкетирование.
Основной
Педагоги:
Проведение методической работы: консультации, семинары, практикумы, самообразование.
Наработка практического материала.
Сбор и оформление наглядного материала.
Проектирование предметно-развивающей среды.
Дети:
Организация образовательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.
НОД, выставки, конкурсы, викторины, игры.
Родители:
Организация консультаций, всеобучей, родительских гостиных.
Участие в обогащении развивающей среды.
Итоговый
Педагоги:
Анализ результативности.
Презентация проекта.
Дети:
Диагностическое обследование.
Родители:
Приобщение родителей к организации выставки детского творчества.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня компетентности педагогов по данному вопросу.
Развитие связной речи детей.
Развитие творческих способностей детей во всех видах деятельности.
Приобщение детей к художественной литературе.
Приобщение родителей к совместной деятельности.