Анастасия Кужелева
Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи
у детей старшей логогруппы с общим недоразвитием речи.
Тема: Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках.
Цели занятия:
Коррекционно-образовательная:
- формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках.
Коррекционно-развивающие :
- развивать фонематические процессы;
Публикация «Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
- развивать дыхание, голос.
Коррекционно-воспитательная :
- воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: игрушки для развития речевого выдоха (воздушные бумажные шарики на ниточке, музыкальные инструменты, бумага, стаканы, ложки и другие предметы, кассеты с записью голосов птиц и животных, коробка-сюрприз, зеркала (по количеству детей).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Но знакомиться мы будем необычно. Мы поздороваемся, назовём имя соседа справа и передадим ему хорошее, солнечное настроение.
Дети становятся в круг, поворачивают голову, произносят: «Здравствуй, Ира! Здравствуй, Саша!» и так далее. Затем садятся за столы.
2. Развитие общей моторики. «Осенью»
Туча небо кроет,
Солнце не блестит, Взмахи руками над головой.
Ветер в поле воет, Дети изображают рупор.
Дождик моросит. Взмахи руками перед собой.
Воды зашумели
Быстрого ручья, Дети топают ногами на месте.
Птички улетели
В тёплые края. Изображают улетающих птичек.
А. Плещеев
3. Развитие мелкой моторики. «Моя семья»
(Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой).
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это — мама,
Это — я,
Это — бабушка моя,
Это — папа,
Это — дед.
И у нас разлада нет.
4. Массаж лица.
Знакомство с основными массажными движениями. Перед зеркалом дети выполняют массаж лица совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем показывает детям спиралевидные движения.
Логопед: Стали пальчики плясать, лобик, щёчки растирать.
Массажные движения осуществляются в следующих направлениях:
- от середины лба к вискам;
- вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам);
- по мышцам щёк (от крыльев носа к вискам);
- от середины подбородка к ушам.
Массаж заканчивается поглаживанием.
5. Развитие мимических мышц.
Задача детей – изобразить эмоциональное состояние по ходу рассказа логопеда.
Логопед: Вам грустно утром, вы расстаётесь с мамой на целый день. Но тут к вам подошли друзья и рассказали весёлую историю! А воспитатель пригласила играть с другими детьми и вы с радостью откликнулись на её предложение.
6. Развитие артикуляционной моторики.
Закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом (знакомство проводится индивидуально) : «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка» и «Качели».
7. Работа над развитием дыхания и голоса.
Игра «Подуй, как ветерок». Вдохнуть, губы вытянуть «трубочкой» и подуть на бумажные игрушки для поддувания, например, воздушные шарики, вырезанные из бумаги и прикреплённые к ниточке.
8. Объявление темы занятия.
Логопед (показывает красивую коробочку) : Эту коробочку нам прислали герои мультфильма «Бременские музыканты» и попросили отгадать, на чём больше всего они любят играть. Сегодня мы будем учиться угадывать, какой из музыкальных инструментов звучит, и будем угадывать звуки, которые издают разные предметы вокруг.
9. Развитие слухового внимания.
Игра «Узнай инструмент». Логопед предлагает послушать, как звучат различные музыкальные инструменты, и угадать, какой музыкальный инструмент звучал. Дети закрывают глаза, слушают, и называют инструмент.
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаём
И бегаем кругом.
Игра «Что шуршит, что звенит?». Логопед показывает различные предметы и предлагает послушать звуки, которые они издают, а дети с закрытыми глазами по звуку отгадывают предмет.
Затем ребята по одному выходят к доске и выполняют различные действия (шуршат бумагой, стучат деревянным молотком, стучат железной ложкой об железную ложку и так далее). Остальные с закрытыми глазами отгадывают предметы, издающие эти звуки.
Логопед: Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. А чем мы слышали? (Ушами). Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду).
Игра «Кто голос подаёт?». Логопед включает кассету (диск) с записью голосов птиц и животных. После каждого прослушивания называет, чей голос дети слышали. Затем дети самостоятельно угадывают голоса птиц и животных.
10. Итог занятия.
Логопед: Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? (Разные звуки). Голоса каких животных и птиц вы слышали? Что нам нужно, чтобы слышать?
11. Оценка работы детей.