МААМ-картинки

Развитие словарного запаса старших дошкольников

Татьяна Кузнецова
Развитие словарного запаса старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие словарного запаса ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мыслительных способностей и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов языковой системы.

Словообразование один из важнейших источников пополнения словарного состава языка. Словообразование – процесс или результат образования новых слов посредствам принятых в языке формальных способов.

Публикация «Развитие словарного запаса старших дошкольников» размещена в разделах

Уже в раннем детстве ребенок занимается словотворчеством, в дошкольном возрасте ребенок овладевает основными принципами образования новых слов, а в начальной школе этот процесс идет уже на научной основе.

Занятия по развитию лексико-грамматического строя со старшими дошкольниками могут проводится с использованием специально подобранного наглядного материала. Таким образом, одновременно решается главная задача - коррекция речи - и идет развитие зрительного восприятия и внимания. К тому же, разнообразие наглядного материала повышает познавательную активность и интерес детей. Наглядный материал для формирования словообразования подбирается с учетом лексико-грамматической темы в соответствии с программой, распределяются грамматические блоки от простого к сложному и по принципу концентричности. Весь наглядный материал должен подбираться по принципу от простого к сложному. Например в лексической теме «Мебель» детям вначале предлагается назвать реалистические изображения предметов, чтобы уточнить их зрительный образ, установить связь со словом. Одновременно можно решить грамматические задачи, например, назвать эти предметы ласково: стул - стульчик, диван - диванчик, шкаф - шкафчик. Изучая тему «Деревья», дети упражняются в словообразовании относительных прилагательных с помощью суффикса -ов-.

Им предлагается узнать с какого дерева эти листья. Затем дети должны назвать, какие это листья (липовый, березовый, кленовый). На закрепление этого задания использую упражнение «Букет для мамы». В парке Таня собрала для мамы красивый букет из листьев и плодов. Обведи листья и плоды по точкам. Раскрась их и скажи из каких листьев и плодов Таня составила букет.

Задание «Лабиринт».

Осенью во время листопада лесные обитатели гуляли в лесу и решили собрать в корзину листья. Сначала проведи по каждой дорожке пальчиком, а потом обведи дорожки цветными карандашами. Назови, кто какой лист нашел. (Белочка нашла зеленый дубовый лист).

Так, при закреплении умения образовывать притяжательные прилагательные с помощью суффикса -ин- (по теме «Птицы») детям предлагается показать детали и назвать их: гусиный клюв, лебединый хвост, утиная лапа. Также использую задание «Помоги животным найти свои хвосты.» Все звери спрятались за камнями самой причудливой формы, но остались видны их хвосты догадайся чьи это хвосты.

Нередко у детей не развито умение называть детёнышей животных. Правильно подобранный наглядный материал обеспечивает высокую познавательную активность детей, позволяет контролировать усвоение знаний и навыков, экономит учебное время.

Правильно подобранный наглядный материал обеспечивает высокую познавательную активность детей, позволяет контролировать усвоение знаний и навыков, экономит учебное время.

Для того чтобы сделать занятия более живыми, интересными, результативными, их необходимо проводить в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Одно из таких заданий игра «Кто у кого.» Цель игры: учить образовывать названия детенышей зверей.

Оборудование: картинки с изображением зверей и их детенышей (цветные реалистические, черно-белые, контурные или теневые).

Посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей этих зверей. (Показываю.) Кто у волка? Кто у белки?

-У волка волчонок.

-У белки бельчонок.

Послушайте еще раз названия детенышей и скажите, что слышится в конце этих слов? Какая у них общая часть?

Общая часть -онок.

Для развития умения образовывать притяжательные прилагательные использую игру «Ералаш» Оборудование: картинки с изображением животных, разрезанные на три части: голова, туловище, хвост.

Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки, например туловища животного. Дети находят у себя изображение других частей (головы, хвоста). Дети из частей составляют целое изображение животного и называют, чьи это голова, туловище, хвост.

Чудо-юдо

Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.

Оборудование: картинки с изображением частей тела зверей или птиц (голова, туловище, лапы, хвост, уши).

1 вариант Ребенку предлагается составить животное (лису, воробья) из частей, правильно их называя (лисья голова, лисье туловище, лисий хвост, воробьиная голова, воробьиное туловище, воробьиный хвост).

2 вариант. Один ребенок прячется, закрывает глаза и уши. Остальные дети шепотом обсуждают, из частей каких зверей и птиц они составят чудо-юдо (волчье туловище, беличья голова, заячьи уши, петушиный хвост). Договорившись, они зовут спрятавшегося ребенка. Тот обращается к группе:

«Это что за чудо-юдо,

Прибыло оно откуда?»

Дети отвечают:

«Это зверь из дальних мест.

Расскажи, что чье в нем есть».

Ребенок показывает части тела необычного существа и называет, чьи они. Остальные дети внимательно слушают, правильно ли он отвечает. Затем выясняется, на какое реальное животное больше всего похоже чудо-юдо (от какого животного у него больше частей тела, и дети составляют его.

Для образования образование существительных мужского рода с суффиксом-щик- использую игру «Все профессии важны». Детям раздаются большие карточки. Затем показываются маленькие карточки с предметами. Играющие должны найти у себя картинку в которой предмет, соответствует той или иной профессии. Например, барабан использует барабанщик,

(интонационно выделяет суффикс). Какая общая часть в словах носильщик, стекольщик, часовщик?

Дети. Частичка -щик-.

В лексической теме «Посуда» использую упражнение «Поможем маме». Мама попросила помочь ей разложить соль, сахар, сухари, конфеты, хлеб, масло в соответствующую посуду. Назови посуду, в которой эти продукты должны храниться и подаваться к столу. Соедини разноцветными линиями продукты с предметами посуды.

3. Подумай, какие здесь приставки

-звенел в школе звонок.

Дети -шли из класса.

Лена -шла за Светой в сад.

Дети -шли из школы и -шли домой.

При образовании глаголов с помощью приставок использую наглядный материал, который не только помогает образовывать новые слова, но и развивает связную речь ребенка. Давай вместе расскажем, как девочка Маша в лес ходила. Я начинаю, а ты продолжай (ребенок должен добавлять глагол в нужной форме).

Однажды Машенька за грибами в лес (пошла).

Шла –шла и к избушке…. (подошла). Вокруг … (обошла, и внутрь… (зашла). Потом она из избушки… (вышла). Только от избушки… (отошла, увидела речку. По мостику речку…. (перешла) и дальше….(пошла). Устала Маша и решила отдохнуть, с тропинки…. (сошла, посидела на пеньке и дальше…. (пошла). Из леса….(вышла) и домой…. (пришла).

2 Прочитай слова и найди лишнее, выдели корень у всех родственных слов.

Вражеский, враг, врать, вражда.

Смех,смешной, смешить, мех.

Горе, горевать, гора, горюет.

Очень трудно детям с ОНР образовывать сложные слова. При образовании их я использую такие карточки, где дети могут и порисовать, и проговорить сложные слова. Например, у Маши бусинки разного цвета. Бусы…. Разноцветные.

Трудно детям дается выполнение таких заданий как:

Образование прилагательных от существительных.

Расскажи, из чего сделаны отмеченные на рисунке зелеными точками предметы и как они называются (Например, бабу слепили из снега, значит, она снежная; крыша сделана из черепицы, значит, она черепичная; труба из кирпича, значит она кирпичная; ведро из пластмассы, значит оно пластмассовое, дом из камня-, мяч из резины-…, дорожка из песка - …, кувшин из глины-…., труба водосточная из железа -…, кораблик из бумаги -…, сапоги из резины -…, стол из дерева -…, ступени из дерева -…

Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

Рассмотри вещи и игрушки гнома и великана. Чем они отличаются? (правильно, размером). Расскажи, что есть у гнома и у великана, только не забывай игрушки и вещи гнома называть ласково, ведь они маленькие! (Например, у великана стул, а у гнома стульчик) Посмотри, гном и великан одеты почти одинаково. Расскажи, какого цвета одежда у великана и у гнома. Я начинаю, а ты продолжай: «У великана брюки красные, а у гнома-(красненькие); у великана носки полосатые, а у гнома-…» и т. д.

Сравнительная степень имен прилагательных.

Встретились как – то раз белочка и заяц-хвастун. Белочка говорит: «Я нашла большой гриб!» А заяц ей в ответ: «А мой гриб еще больше!»

Как будет хвастаться заяц, если белочка скажет:

-моя ягода самая сладкая;

-мой орех самый твердый;

-мой шарик самый легкий; -моя ленточка самая узкая;

-мое дерево самое толстое; -я могу прыгать высоко.

-тропинка возле моего дома самая широкая.

Работа над связной речью.

Задание «Расскажи-ка» : составь рассказы о ягодах по предложенному наглядному плану.

Используя данные задания решается одна из главных задач: обогащение словарного запаса детей с ОНР на коррекционно- развивающих занятиях. Вновь образованные слова обязательно включаются в различные виды речевой деятельности, что создаёт условия для актуализации связной речи.

Весь подобранный материал позволяет сделать занятия занимательными и интересными, а кроме того, повышает интерес наших детей к тому, что даётся им с огромным трудом, а часто с большой неохотой. Но систематическое использование таких игр позволяет предупредить дисграфию, а наглядный материал может успешно применяться для развития системы не только словообразования, но и словоизменения (при изучении падежей, а так же лексики и связной речи.

Публикации по теме:

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста «Подарки осени» Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением всех психических процессов и.

Программа раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Малышок»Программа раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Малышок» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Установлено, что с самого рождения ребенок обладает способностью оперировать воспринимаемой информацией, запоминать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие словарного запаса старших дошкольников
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 16:57
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие словарного запаса старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД