Папки-передвижки

Развитие сенсорного восприятия у детей с ОВЗ

Анжелика Суворова
Развитие сенсорного восприятия у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания. При этом большое значение имеет развитие сенсорных процессов в этот период.

По данным различных авторов - психологов, педагогов, медиков, логопедов - сенсорное восприятие, направленное на полноценное восприятие окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Темочки:

Таким образом, успешность речевого, умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Сенсорные игры являются привлекательным видом деятельности для ребенка, обеспечивая эмоционально насыщенный фон логопедических занятий и преодоление речевого негативизма:

В своей работе я использую следующие виды игр:

Развитие концентрации слухового внимания, умения слушать и понимать речь взрослого, выполнять простые инструкции, слухового гнозиса (“Узнай, что звучит?”, “Сколько раз ударил барабан?”, “Чья песенка?”, “Звучащие шарики”, “Волшебные киндеры”, “Повтори за мной” и т. п.

Работа над ритмом (сначала над простым, потом над сложным). Это отхлопывание в ладоши, и отстукивание ритма ногой, на металлофоне, барабане и т. п. Виды заданий могут быть следующими:

- Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (на карточке);

- Сосчитать, сколько раз хлопнули и поднять карточку с соответствующей цифрой (показать кубик или карточку с нужным количеством точек). Ритм сначала предлагается простой;

- Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда;

- Упражнения на развитие динамического праксиса рук “кулак-ладонь-ребро”, “Пальчики здороваются”;

Развитие тактильного восприятия :

“Чудесный мешочек”

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

“Поймай киску”

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

Обогатить сенсомоторный опыт ребенка скорректировать двигательные нарушения, улучшить память, внимание, включить компенсаторные механизмы, помогут игры с разнообразными предметами.

Сенсорные дорожки - мягкие и теплые из пряжи “травка” гладкие и холодные из оберточной бумаги, ребристые из деревянной соломки.

Губки шершавые - для массажа кистей рук, тактильных ощущений, улучшения кровообращения, активизации мышечного тонуса.

Шишки сосновые и ольховые - для массажа кистей рук.

Мячи - гладкие пластмассовые, резиновые с шипами и без, теннисные мячи – для массажа кистей рук.

Щетки с длинным жестким ворсом - для улучшения кровообращения.

Развитие зрительного восприятия.

Для развития зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания использую следующие упражнения:

• Определение изменений в предъявленном ряду предметов.

• Нахождение “выпавшей”, “лишней” игрушки, картинки.

• Нахождение различий на двух сходных сюжетных картинках.

• Нахождение нереальных элементов “нелепых” картинок.

• Запоминание 4-6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур и воспроизведение их в исходной последовательности.

Работа по сенсорному воспитанию строится на основе тесного взаимодействия ребенка, воспитателя и логопеда. При этом каждый из педагогов должен учитывать, как речевые, так и познавательные возможности ребенка, уровень его познавательной активности. Для детей с ОНР характерна неустойчивость познавательной активности, избегание трудных ситуаций, новых видов деятельности, слабое проявление эмоционального отношения к сотрудничеству со взрослым, снижение речевой активности, поэтому, совместную деятельность с ребенком следует выстраивать исходя из его индивидуально-типологических особенностей.

Учитель-логопед Суворова А. В.

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Дидактическая игра «Рассортируй по цвету» для развития сенсорного восприятияДидактическая игра «Рассортируй по цвету» для развития сенсорного восприятия Дидактическая игра «Рассортируй по цвету» Подготовила воспитатель первой квалификационной категории МДОАУ Детский сад 142 г. Оренбурга Вечкилёва.

Дидактическое пособие для развития мелкой моторики и сенсорного восприятияДидактическое пособие для развития мелкой моторики и сенсорного восприятия Изготовление дидактического пособия на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия для детей первой младшей группы «Колючий ёж». Данное.

Игровое упражнение «Построим домики из фигур» по развитию сенсорного восприятия для дошкольников с нарушением зренияИгровое упражнение «Построим домики из фигур» по развитию сенсорного восприятия для дошкольников с нарушением зрения Игровое упражнение «Построим домики из фигур» по развитию сенсорного восприятия для дошкольников с нарушением зрения. Цель: развитие представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсорного восприятия у детей с ОВЗ
Опубликовано: 25 ноября 2024 в 17:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие сенсорного восприятия у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Суворова (УИ 1874281) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД