Татьяна Никитина
Развитие речи с помощью развития мелкой моторики и устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
НИКИТИНОЙ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
ТЕМА: РАЗВИТИЕ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ С ПОМОЩЬЮ РАЗВИТИЯ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Публикация «Развитие речи с помощью развития мелкой моторики и устного народного творчества» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. И. Кант говорил о том, что рука - это вышедший наружу мозг человека.
Так же считаю, что колоссальную роль в развитии речи играет устное народное творчество.
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта.
Перед воспитателем логопедической группы стоят не только общеобразовательные,но и коррекционные задачи.
На мой взгляд, сочетание устного народного творчества и развития мелкой моторики, должно дать очень хороший результат в развитии речи детей.
ЦЕЛИ:
1. Создать систему игр и упражнений по развитию мелкой моторики через интеграцию в различных видах деятельности с учетом требований основной общеобразовательной программы в моем учреждении.
2. Развитие коммуникативных способностей детей с использованием устного народного творчества.
ЗАДАЧИ:
1. Развитие речевого внимания, фонематического слуха, развитие артикуляционного аппарата и дыхания.
2. Знакомить детей с устным народным творчеством (потешки, поговорки, сказки).
3. На основе структуры и содержания упражнений для развития мелкой моторики, произвести группировку по видам деятельности.
4. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
Значительное развитие речи, мелкой моторики, тактильной чувствительности рук, развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение, совершенствование двигательной памяти, развитие речемыслительной деятельности, мимической мускулатуры, чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Механизмы реализации:
Предварительный этап - сентябрь.
Составление плана, изучение темы, подбор литературы, материалов по данной теме, поиск и изготовление некоторых игр. Подбор и систематизирование пальчиковых игр и потешек.
Основной этап - октябрь - апрель.
Октябрь - декабрь.
Устное народное творчество - разучивание потешек, поговорок, двух и трёх кратное прочтение текста, беседа о прочитанном, показ и рассматривание иллюстраций по произведению, речевые упражнения.
Развитие мелкой моторики - Дидактические игры (Пальчиковый сухой бассейн, конструктор - липучка, массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок, потешек, сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги, сматывание пряжи в клубок, шнуровка, лепка, аппликация, застегивание и расстегивание пуговиц.
Январь - каникулы для детей. У меня - подбор материала, изготовление пальчиковых игр, чтение литературы по теме самообразования.
Февраль - март.
Устное народное творчество - Следующий этап работы над формированием и развитием связной речи, является составление рассказов по картине, пересказов прочитанных сказок по иллюстрациям в правильной последовательности. Составление описательного рассказа по сюжетной и предметной картине.
Развитие мелкой моторики - использование методов Монтессори (наждачная бумага-буквы из неё, рисование картинок и букв по силуэту ниткой, игры с конструированием, мозаикой, бисером, крупами и т. д.
Апрель - начало мая.
Устное народное творчество - составление рассказа по серии сюжетных картинок, составление описательного рассказа по пейзажной картинке, рассказа с элементами творчества и фантазии, завершение рассказа по предложенному началу, прослушивание текста и нахождение в нем смысловых или последовательных ошибок.
Развитие мелкой моторики - диктанты графические по линиям и клеткам, рисование и раскрашивание разным видом штриховки, застегивание и расстегивание молний, работа с пипеткой, скручивание мелкой бумаги - приемы квиллинга.
Итогово - обобщающий - май.
Презентация по итогам плана самообразования.
Для достижения поставленных задач и получения ожидаемых результатов планирую привлечение родителей, с целью разъяснения необходимости работы в данном направлении и оказании ими посильной помощи в работе с детьми в ДОУ и дома.
Проведение с родителями индивидуальных бесед, составление консультаций и проведение мастер-классов.
Литература:
1. С. Е. Большакова, Игры и упражнения. Творческий центр Москва, 2009г.
2. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-Петербург, 2002г.
3. О. А. Шорохова «Играем в сказку», Москва, 2007г.
4. Игры, ребусы, загадки для младших школьников, Ярославль, 2002г.
5. И. Г. Сухин «Веселые скороговорки», Ярославль, 2002г.
6. В. Цвынтарный «Играем пальчиками – развиваем речь», Москва, 2009г.
7. Использование Интернет-ресурсов.
8. Внедрение в практику современных методик развития речи, разработанных Ф. А. Сохиным, О. С. Ушаковой, В. В. Гербовой в программах «Радуга», «Детство», «Истоки» и др.