Татьяна Полякова
Развитие речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В ходе своего развития речь детей дошкольного возраста тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
Публикация «Развитие речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил: «родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому также важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности».
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.
1. Методика художественного чтения и рассказывания на занятиях у дошкольников
С детской книгой малыш встречается уже в самые первые годы своей жизни. Книга одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится Художественное чтение для дошкольника является важным источником развития эстетического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с лучшими образцами художественной литературы помогает решать такие задачи как: расширение кругозора, развитие памяти, творческого воображения, фантазии, техники речи, формирование культурного уровня, обогащение словарного запаса, развитие. Художественное чтение развивает детское мышление.
Организация гуманно-личностного отношения с детьми, в процессе которого чередуются индивидуальные высказывания с одновременными репликами нескольких детей, дает возможность педагогу сделать активными всех желающих и сохранить положительный эмоциональный настрой. С помощью создаваемого образа педагог дирижирует познавательной и речевой активностью детей, нацеливает детей, приучает слушать речь другого. Однако педагог должен помнить, что ребенку очень необходима улыбка и любое одобрение (жестом, словом, поэтому он всегда так внимательно наблюдает за лицом педагога. Методика художественного чтения у дошкольников имеет свои особенности. Занимаясь с малышами 1-3 лет, педагог преследует цель: научить их внимательно слушать произведение, понимать как его содержание, так и речь педагога, отвечать на вопросы. Для детей 3-5 лет целью является: научить их видеть в тексте положительные и отрицательные слова, а также найти слова, подтверждающие характеристику героя. А дошкольников 5-7 лет важно научить выражать свое отношение к поступкам героев, различать жанры произведения, видеть в тексте свойства художественной выразительности. Незнакомые слова нужно внести в речь ребенка до занятия, даже если они будут мало использованы на самом занятии.
Рассказ педагога, который служит образцом для детей, должен иметь следующие качества: содержательность, связанность, последовательность. Это живые, коротенькие рассказы, понятные и интересные детям, изложенные простым языком без ненужного украшательства. Например, для детей 2-3 лет достаточно 5 предложений, детям 3-5 лет – 6-7 предложений, а детям 5-7 лет – 12 предложений. План рассказа – 2-3 вопроса, определяющие содержание и последовательность изложения. Например, день рождение Лисы: о том, как звери собираются в гости; как договариваются о подарке; как справляли, поздравляли.
Очень часто используют такой своеобразный прием как коллективное составление рассказа, что значительно облегчает составление рассказа, т. к. уменьшается объем заданий. Занятие более интересное, многообразное, рассказы полнее, глубже, большее количество детей можно спросить. Вопросы здесь играют второстепенную роль, т. к. нельзя прерывать рассказ ребенка. Их задают после того, как рассказ составлен или до него. Лучше пользоваться подсказкой, предложением, словом, исправлять ошибки, что менее прервет рассказ ребенка. Смысл происходящего в том, чтобы дети подражали такому качеству рассказа, которое похвалил педагог и избегал того, что он осудил. Придумывая начало или конец к изображенному, ребенок приобретает умения, необходимые для повествования. Учат детей следить за речью друг друга. Например, одну и ту же картину можно рассматривать по нескольку раз, но меняя задачи, усложняя вопросами. Когда у детей есть навык, им можно предложить две и более картин (знакомых и незнакомых, по выбору самих детей из предложенных).
Кроме того, что детей учат не только замечать в картине детали, такие как пейзаж, состояние погоды, но сделать свой рассказ художественным, то есть описать природу, небо, море и т. д. с помощью слова. Рассказать о содержании картины ребенок может лишь в том случае, если он ее понял.
Например, необходимо составить описательный рассказ по картине «Кошка с котятами», цель которого закрепить умение составлять рассказ по картине, отражая увиденное на ней; научить соотносить название животных и их детенышей, закрепить слова, обозначающие действие; воспитывать интерес к животным, желание ухаживать за ними, рассказывать о них. В ходе работы педагог показывает картину, малыши вспоминают название, придумывают новое. Задаются различные вопросы. Вопросы к детям – это развитие логически построенной грамматической речи. Например, вопросы по картине Левитана «Золотая осень» для детей 5-7 лет: вам нравится картина? что нравится? картина красивая? что в ней красивого? почему осень называется золотой? и др. Педагог предлагает свой вариант рассказа. К примеру : художник изобразил начало весны, солнечный весенний день, воздух чист, свеж, темнеет рыхлый снег, с крыши стекает веселая весенняя капель. Лошадка, запряженная в сани, тоже радуется наступившей весне, солнцу, пригревающему ее. Звонко и радостно поют свои песни птицы. Встряхивают своими мохнатыми ветвями сосны. Все говорит о том, что весна стучится и гонит зиму со двора. Можно предложить всем детям составить рассказ описательного или сюжетного характера, используя игрушки, предметы, иллюстрации, картинки. Например, игрушка Мишка. Следует учитывать, что лучше дети составляют рассказы через дидактические или сюжетные игры. Например, магазин игрушек, письмо принес почтальон. Использовать следующие приемы обучения при составлении рассказов: образец педагога (должен повторить, не выдумывая); план педагога (3-4 вопроса); указание и оценка рассказов.