Наталья Гревцова
Развитие речи детей в двигательной деятельности (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения.
Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое, физическое и общее интеллектуальное развитие.
В ФГОС выделили речевое развитие как самостоятельное направление, которое проходит красной нитью через все виды и направления детской деятельности в том числе и двигательной.
Публикация «Развитие речи детей в двигательной деятельности (опыт работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти.
(2) При активном использовании различных видов ДД решаются задачи речевого развития :
- развитие устной речи при выполнении физических упражнений;
- формирование фонематического слуха при помощи физических упражнений;
- формирование четкости артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;
- формирование зрительно-двигательной координации.
(3) Для оптимизации речевой и двигательной активности, ориентируясь на высокий двигательный потенциал детей, наряду с ООП «Детство» постепенно стала опробировать новые программы: «Двигательный игротренинг для дошкольников» Т. С Овчинниковой, А. А. Потапчук; программа Н. Н. Ефименко
«Театр физического воспитания»; оздоровительно развивающая программа «Са-Фи- Дансе» Ж. Е. Фирилевой и Е. Г. Сайкиной.
(4) Программа «Двигательный игротренинг для дошкольников» Т. С Овчинниковой, А. А. Потапчук сочетает физические упражнения, фитбол, музыку, проговаривание стихов в ритме движений; развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоцианальный подъем, чувство радости, удовольствия.
Занятия с мячами-фитболами начинаю с младшей группы, обучаю правильной посадке на мяче, сохранению равновесия. Дети слушают сказки, сидя на мяче, по ходу имитируют движения героев, сопровождая их звукоподражанием. (воробышки, цыплята и т. д.)
(5) В средней группе упражнения на мячах беру как часть основного занятия, т. е. ОРУ дети выполняют на фитболах из разных исходных положений, сопровождая каждое упражнение стихотворным текстом. (рыжая лисичка по лесу бежала, хитрая лисичка хвостиком махала).
(6) В старшей и подготовительной группах в дополнение к этому вводится пропевание текста, сопровождающего движение.
(7) Плюс знакомим детей с мнемотаблицами движений, с помощью которых дети лучше запоминают содержание сказки, порядок выполнения упражнений и выполняют сказку как единый двигательный комплекс.
(8) «Звучащие стихи» в старшей группе.
Упр. «Птица»
«Птицу в клетку не сажай- отпусти на волю.
Добрым словом провожай- пусть летает в поле.»
Упр. «Бабочка»
«Бабочка летает летом на ветру,
Бабочка играет с солнышком в саду.
Упр. «Змея»
«По делам змея ползет, говорят ей не везет,
Все в лесу ее боятся, лучше вовсе не встречаться»
Упр. «Ящерица»
«Ящерица не тужи, где пропал твой хвост скажи.
Мы тебя жалеем, обижать не смеем.»
Упр. «Ходьба»
«Мы дружно в ряд шагаем и петь не забываем,
Смотри, не отставай и песню подпевай!»
Упр. «Аист»
«Бедный аист не устанет на одной ноге стоять,
А когда весна настанет-он захочет полетать.»
(9) Программа Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания», которую я также использую в своей работе игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.
Каждое занятие представляет собой ситуационную мини-игру, в которой дети вступают в этап имитационной игры в различных ролях: животных, птиц, насекомых, сказочных персонажей.
Успех каждого занятия зависит от профессионального мастерства педагога: умения вести диалог с детьми, выразительно читать стихи, способности правильно выполнять упражнения, владения искусством перевоплощения в различных ролях.
Главное помнить: дети не должны замечать, что это занятие по физической культуре и быть полноправными участниками сказочного театрального действия. Именно в этом заключается секрет «Театра физического воспитания дошкольников».
(10) Нестандартная оздоровительно развивающая программа «Са-Фи- Дансе» Ж. Е. Фирилевой и Е. Г. Сайкиной направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей от 3 до 7 лет. Все разделы этой программы объединяет игровой метод проведения занятий. Используются нетрадиционные виды упражнений: пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, музыкально-подвижные игры, игры-путешествия.
(11) Фрагмент занятия в младшей группе «В гостях у осьминога»
(12) Игровые упражнения и подвижные игры широко используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Игровые упражнения занимают как бы промежуточное положение между гимнастическими упражнениями и подвижными играми. Каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога и успешность выполнения задания зависит от личных возможностей. Все предложенные игровые упражнения на координацию движения и речи опираются на образ, в соответствии с которым ребенок выполняет задание («Покачай веточками», «С кочки на кочку», «Прыгни через канавку» и др.). Подвижные игры в младшем возрасте обычно сюжетные. Стихотворный текст в игре, как правило, проговаривает педагог, а дети только подчиняются его голосу как к условной команде. («Зайка серый-скок, скок, скок….»)
Для детей средней группы в сюжетных подвижных играх обязательным условием является наличие развернутого текста, наличие атрибутов. Такие игры являются очень эффективным средством развития речи.
(13) Игровые упражнения в младшей группе
(14) Подвижные игры в младшем возрасте обычно сюжетные. Стихотворный текст в игре, как правило, проговаривает педагог, а дети только подчиняются его голосу как к условной команде. («Зайка серый-скок, скок, скок….»)
Для детей средней группы в сюжетных подвижных играх обязательным условием является наличие развернутого текста, наличие атрибутов. Такие игры являются очень эффективным средством развития речи.
(15) П/речевые игры, хороводы побуждают детей к двигательному творчеству, способствуют выполнению движений в соответствии с речевым сопровождением. Активизируется деятельность речевого аппарата, обогащается словарный запас.
(16) В старшем дошкольном возрасте дети охотно играют в различные бессюжетные игры-соревнования, эстафеты, актуальными остаются игры с речевым сопровождением.
(17) Игра с речевым сопровождением «Карусели»
(18) Работа по развитию и обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно- оздоровительных мероприятий.
В рамках социального партнерства ведется сотрудничество с библиотекой №41. В предверии зимних Олимпийских игр 2014года совместно с сотрудниками библиотеки была проведена литературно- спортивная викторина, на которой дети познакомились с историей Олимпийского движения, символами, прочли стихи об Олимпиаде, дружбе народов.
В период проведения Олимпиады в Сочи в нашем саду прошли малые зимние Олимпийские игры. Словарь детей в этот период пополнялся спортивными терминами, велась работа над выразительностью речи.
Итак, опыт моей работы показал, что интенсификация двигательного режима путем использования новых технологий, наряду с укреплением физического здоровья, способствует развитию речи. Все это дает основание продолжать работу в данном направлении.
.