Ольга Ефремова
Консультация «Развитие речевого дыхания»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по развитию речевого дыхания.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Речевое дыхание в отличие от неречевого, автоматического, является произвольным.
При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляется через рот, вдох осуществляется через нос, вдох по длительности почти равен выдоху.
Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.
Публикация «Консультация „Развитие речевого дыхания“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.
При речевомдыхании наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранении плавности речи и интонационной выразительности.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др. отрицательно влияющие на развитии речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, разрастанием аденоидов, различных сердечно-сосудистых заболеваний и др.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило,говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном использовании воздуха нарушается плавность речи, т. к. дети на средине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы договаривают их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Поэтому для выработки правильного речевого дыхания, необходимо руководствоваться следующими задачами:
Вырабатывать свободный, плавный удлиненный выдох.
Путём подражания речи взрослого воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.
Какими упражнениями можно добиться правильного речевого дыхания :
-дутьё через соломинку;
-надувание воздушных шариков:
-дутьё на разноцветные вертушки:
-игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке:
— пускание мыльных пузырей;
-дутьё на одуванчики весной;
-зимой — снежинки прикреплённые ниточками к игрушечным рукавичкам;
— осенние листочки, падающие на корзинки с грибами;
-бумажные бабочки и стрекозы, порхающие на тесёмочках над вырезанными из бумаги цветами;
-лёгкие птички, летающие над облачками из ваты;
-для мальчиков – вертолётики, самолётики;
-для девочек, улетающие из-за ветра шляпки с кукол;
При всех этих забавах ребёнок непроизвольно учится делать вдох через нос, а выдох через рот.
Учитель — логопед
Ефремова О. С.