Ольга Ефремова
Консультация «Развитие речевого дыхания»
Работа по развитию речевого дыхания.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Речевое дыхание в отличие от неречевого, автоматического, является произвольным.
При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляется через рот, вдох осуществляется через нос, вдох по длительности почти равен выдоху.
Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.
Публикация «Консультация „Развитие речевого дыхания“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.
При речевомдыхании наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранении плавности речи и интонационной выразительности.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др. отрицательно влияющие на развитии речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, разрастанием аденоидов, различных сердечно-сосудистых заболеваний и др.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило,говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном использовании воздуха нарушается плавность речи, т. к. дети на средине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы договаривают их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Поэтому для выработки правильного речевого дыхания, необходимо руководствоваться следующими задачами:
Вырабатывать свободный, плавный удлиненный выдох.
Путём подражания речи взрослого воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.
Какими упражнениями можно добиться правильного речевого дыхания :
-дутьё через соломинку;
-надувание воздушных шариков:
-дутьё на разноцветные вертушки:
-игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке:
— пускание мыльных пузырей;
-дутьё на одуванчики весной;
-зимой — снежинки прикреплённые ниточками к игрушечным рукавичкам;
— осенние листочки, падающие на корзинки с грибами;
-бумажные бабочки и стрекозы, порхающие на тесёмочках над вырезанными из бумаги цветами;
-лёгкие птички, летающие над облачками из ваты;
-для мальчиков – вертолётики, самолётики;
-для девочек, улетающие из-за ветра шляпки с кукол;
При всех этих забавах ребёнок непроизвольно учится делать вдох через нос, а выдох через рот.
Учитель — логопед
Ефремова О. С.