Фирсова Светлана
Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность и игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Вода, водица – всем пригодится».
(«Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность и игры».)
Автор представленного опыта: воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №92 «Парус» «Детский сад комбинированного вида» города Калуги Фирсова Светлана Викторовна
Игры и экспериментирование полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью, через которые ребёнок имеет неограниченную возможность познания окружающего, проявляет любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Публикация «Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность и игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Продукты детского экспериментирования, как правило, предназначаются для изучения свойств природы. А воспитателю необходимо замотивировать ребёнка, повысить его интерес к экспериментированию, поэтому мне было важно продумать для работы с детьми и предложить коллегам варианты мотивации и активизации детей младшего и среднего дошкольного возраста к поисковой деятельности.
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.
1.1. «Свойства воды».
Задачи: Познакомить детей с наиболее наглядными свойствами воды (текучесть, прозрачность и др., формировать элементарные навыки, связанные с экспериментированием. Развивать логическое мышление, любознательность.
1.2. «Тонет - не тонет».
Задачи: Продолжать знакомить детей с простейшими способами обследования предметов, учить наблюдать за ходом опыта, рассказать о происходящем. Обогащать личный опыт детей, учить делать простейшие выводы.
1.3. «Куда делась лужица?».
Задачи: Показать детям, что губка впитывает воду, предложить рассказать, что произошло, куда исчезла лужица. Вызвать желание у детей экспериментировать.
1.4. «Окраска воды».
Задачи: Предложить детям окрасить воду в различные цвета. Дать понятие о таком свойстве воды, как растворимость.
1.5. «Замораживание воды».
Задачи: Предложить детям раннее окрашенную воду вынести на прогулку, разлить её в формочки и посмотреть, что произойдёт с водой на морозе.
1.6. «Нагревание воды».
Задачи: Предложить детям потрогать воду, налитую в две одинаковые небольшие ёмкости, одну ёмкость оставить в тени, другую вынести на солнечное место. В конце прогулки предложить снова определить температуру воды, подвести детей к выводу: солнце нагрело воду.
1.7. «Некоторые свойства воды»
Задачи: Актуализировать знания детей о таких свойствах воды, как прозрачность, способность менять форму, растворять краски. Учить детей делать простейшие выводы.
2. ОПЫТЫ СО СНЕГОМ И ЛЬДОМ
2.1. «Свойства снега».
Задачи: Помочь детям выявит основные свойства снега (белый, холодный, тает от тепла рук). Развивать любознательность, воображение.
2.2. «Новые свойства снега»
Задачи: Предложить детям подержать на ладони немного снега (снег растаял, слепить из снега несколько предметов, подбросить на лопатке (снег рыхлый, дать названия выявленным свойствам снега.
2.3. «Лёд и снег».
Задачи: Предложить детям сравнить свойства корочки льда на лужах и снега, выявить черты сходства и различия. Рассказать детям о том, что снег и лёд образованы из воды. Развивать познавательный интерес.
2.4. «Таяние сосульки».
Задачи: Продолжать знакомить детей со свойствами воды, показать, что в тёплом помещении лёд превращается в воду. Обратить внимание детей на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что брать в рот снег и лед (сосульки) нельзя.
2.5. «Цветные льдинки»
Задачи: Предложить детям осмотреть участок, вспомнить, как получились разноцветные льдинки, как мы украшали ими свой участок. Уточнить, почему льдинки не растаяли. Учить детей делать выводы по результатам наблюдения.
2.6. «Куда делись льдинки?»
Задачи: Попросить детей найти на участке цветные льдинки, раннее оставленные там. Остались только цветные пятна на снегу. Подвести к понятию, что лёд тает на солнышке, состоит он из воды и растаял на солнышке. Учить детей находить причинно- следственные связи.
ИГРЫ С ВОДОЙ
1. «Утята»
Цель: Предложить детям принять участие в игре, учить действовать сообща. Способствовать закаливанию, создавать положительный эмоциональный настрой.
2. «Водоплавающие игрушки».
Цель: В ходе игры обратить внимание детей на различные свойства воды, учить наблюдать за движением различных предметов в воде. Способствовать закаливанию детского организма.
3. «Переливание воды из кружки в кружку, через воронку, через дуршлаг.
Цель: Дать представления о свойствах воды (льётся, о «мокром» и «сухом».
4. «Пускание лодочек, пароходиков».
Цель: Дать представления о том, что предметы плавают.
5. «Рыбалка» (Вылавливание сачком игрушечных рыбок и мелких предметов).
Цель: Развивать координацию движений.
6. «Брось в воду».
Цель: Дать понятие о предметах тяжелых и лёгких; плавающих и тонущих – подвести к выводу о том, что лёгкие предметы плавают, а тяжёлые тонут.
7. «Пускание мыльных пузырей».
Цель: Учить детей пускать мыльные пузыри, ловить их. Способствовать эмоциональной разрядке.
8. «Дождик»
Цель: Повышать двигательную активность детей, формировать умение уворачиваться от водяных брызг, обеспечить эмоциональную разрядку.
ПРОРАЩИВАНИЕ ЛУКА
1. «Посадка лука».
Задачи: Учить детей оказывать посильную помощь взрослому, выполнять соответствующие трудовые операции. Рассказать детям о строении луковицы, формировать первичные представления о росте и развитии растений.
2. «Проращивание лука».
Задачи: Предложить детям сравнить первую зарисовку опыты и то, как выглядит луковица сегодня, отметить, какие изменения произошли с ней. Пояснить: у луковицы появились корешки, с помощью, которых растение будет получать воду.
3. «Появление ростков лука».
Задачи: Предложить детям отметить изменения, произошедшие с луковицей (разрастание корневой системы, появление нескольких зелёных перьев лука, формировать начальные представления о росте растений и необходимых для этого условиях.
4. «Сравнение луковиц»
Задачи: Предложить детям рассмотреть пророщенную луковицу в прозрачной баночке (корневая система, перья, рассмотреть рисунки- схемы предыдущих стадий роста, сравнить с непророщенной луковицей. Учить детей делать элементарные выводы в процессе наблюдения.