Фирсова Светлана
Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность и игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Вода, водица – всем пригодится».
(«Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность и игры».)
Автор представленного опыта: воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №92 «Парус» «Детский сад комбинированного вида» города Калуги Фирсова Светлана Викторовна
Игры и экспериментирование полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью, через которые ребёнок имеет неограниченную возможность познания окружающего, проявляет любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Темочки
Продукты детского экспериментирования, как правило, предназначаются для изучения свойств природы. А воспитателю необходимо замотивировать ребёнка, повысить его интерес к экспериментированию, поэтому мне было важно продумать для работы с детьми и предложить коллегам варианты мотивации и активизации детей младшего и среднего дошкольного возраста к поисковой деятельности.
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.
1. ОПЫТЫ С ВОДОЙ
1.1. «Свойства воды».
Задачи: Познакомить детей с наиболее наглядными свойствами воды (текучесть, прозрачность и др., формировать элементарные навыки, связанные с экспериментированием. Развивать логическое мышление, любознательность.
1.2. «Тонет - не тонет».
Задачи: Продолжать знакомить детей с простейшими способами обследования предметов, учить наблюдать за ходом опыта, рассказать о происходящем. Обогащать личный опыт детей, учить делать простейшие выводы.
1.3. «Куда делась лужица?».
Задачи: Показать детям, что губка впитывает воду, предложить рассказать, что произошло, куда исчезла лужица. Вызвать желание у детей экспериментировать.
1.4. «Окраска воды».
Задачи: Предложить детям окрасить воду в различные цвета. Дать понятие о таком свойстве воды, как растворимость.
1.5. «Замораживание воды».
Задачи: Предложить детям раннее окрашенную воду вынести на прогулку, разлить её в формочки и посмотреть, что произойдёт с водой на морозе.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Вода водица всем пригодится](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-139013-1395248204.jpg)
1.6. «Нагревание воды».
Задачи: Предложить детям потрогать воду, налитую в две одинаковые небольшие ёмкости, одну ёмкость оставить в тени, другую вынести на солнечное место. В конце прогулки предложить снова определить температуру воды, подвести детей к выводу: солнце нагрело воду.
1.7. «Некоторые свойства воды»
Задачи: Актуализировать знания детей о таких свойствах воды, как прозрачность, способность менять форму, растворять краски. Учить детей делать простейшие выводы.
2. ОПЫТЫ СО СНЕГОМ И ЛЬДОМ
2.1. «Свойства снега».
Задачи: Помочь детям выявит основные свойства снега (белый, холодный, тает от тепла рук). Развивать любознательность, воображение.
2.2. «Новые свойства снега»
Задачи: Предложить детям подержать на ладони немного снега (снег растаял, слепить из снега несколько предметов, подбросить на лопатке (снег рыхлый, дать названия выявленным свойствам снега.
2.3. «Лёд и снег».
Задачи: Предложить детям сравнить свойства корочки льда на лужах и снега, выявить черты сходства и различия. Рассказать детям о том, что снег и лёд образованы из воды. Развивать познавательный интерес.
2.4. «Таяние сосульки».
Задачи: Продолжать знакомить детей со свойствами воды, показать, что в тёплом помещении лёд превращается в воду. Обратить внимание детей на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что брать в рот снег и лед (сосульки) нельзя.
2.5. «Цветные льдинки»
Задачи: Предложить детям осмотреть участок, вспомнить, как получились разноцветные льдинки, как мы украшали ими свой участок. Уточнить, почему льдинки не растаяли. Учить детей делать выводы по результатам наблюдения.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через опытно экспериментальную деятельность и игры](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-139013-1395248260.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Темочки Конспекты занятий](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-139013-1395248273.jpg)
2.6. «Куда делись льдинки?»
Задачи: Попросить детей найти на участке цветные льдинки, раннее оставленные там. Остались только цветные пятна на снегу. Подвести к понятию, что лёд тает на солнышке, состоит он из воды и растаял на солнышке. Учить детей находить причинно- следственные связи.
ИГРЫ С ВОДОЙ
1. «Утята»
Цель: Предложить детям принять участие в игре, учить действовать сообща. Способствовать закаливанию, создавать положительный эмоциональный настрой.
2. «Водоплавающие игрушки».
Цель: В ходе игры обратить внимание детей на различные свойства воды, учить наблюдать за движением различных предметов в воде. Способствовать закаливанию детского организма.
3. «Переливание воды из кружки в кружку, через воронку, через дуршлаг.
Цель: Дать представления о свойствах воды (льётся, о «мокром» и «сухом».
4. «Пускание лодочек, пароходиков».
Цель: Дать представления о том, что предметы плавают.
5. «Рыбалка» (Вылавливание сачком игрушечных рыбок и мелких предметов).
Цель: Развивать координацию движений.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Все конспекты Консультации для педагогов и воспитателей Модель трёх вопросов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-139013-1395248321.jpg)
6. «Брось в воду».
Цель: Дать понятие о предметах тяжелых и лёгких; плавающих и тонущих – подвести к выводу о том, что лёгкие предметы плавают, а тяжёлые тонут.
7. «Пускание мыльных пузырей».
Цель: Учить детей пускать мыльные пузыри, ловить их. Способствовать эмоциональной разрядке.
8. «Дождик»
Цель: Повышать двигательную активность детей, формировать умение уворачиваться от водяных брызг, обеспечить эмоциональную разрядку.
ПРОРАЩИВАНИЕ ЛУКА
1. «Посадка лука».
Задачи: Учить детей оказывать посильную помощь взрослому, выполнять соответствующие трудовые операции. Рассказать детям о строении луковицы, формировать первичные представления о росте и развитии растений.
2. «Проращивание лука».
Задачи: Предложить детям сравнить первую зарисовку опыты и то, как выглядит луковица сегодня, отметить, какие изменения произошли с ней. Пояснить: у луковицы появились корешки, с помощью, которых растение будет получать воду.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Образовательная технология Опытно экспериментальная деятельность Развитие детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-139013-1395248351.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Материалы для педагогов Средняя группа Экспериментирование](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-139013-1395248363.jpg)
3. «Появление ростков лука».
Задачи: Предложить детям отметить изменения, произошедшие с луковицей (разрастание корневой системы, появление нескольких зелёных перьев лука, формировать начальные представления о росте растений и необходимых для этого условиях.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Консультации для педагогов Темочки Продукты детского экспериментирования как правило предназначаются для изучения свойств природы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-139013-1395248380.jpg)
4. «Сравнение луковиц»
Задачи: Предложить детям рассмотреть пророщенную луковицу в прозрачной баночке (корневая система, перья, рассмотреть рисунки- схемы предыдущих стадий роста, сравнить с непророщенной луковицей. Учить детей делать элементарные выводы в процессе наблюдения.